Как подсветить картину на стене?

Выбор и размещение светильников для освещения картин

Подсветка для картин призвана привлечь внимание к содержанию полотна, к отдельным деталям творческого замысла. От качества освещения во многом зависит восприятие картины зрителем. Отсутствие освещения или неправильно выполненная подсветка способны испортить всё впечатление от художественного произведения.

Классификация светильников

По месту установки

Направленность светопотока определяется местом нахождения осветительных приборов относительно картины. В продаже имеются светильники для установки на потолке, стенах, столах, полу. Также предлагаются навесные, встраиваемые и вмонтированные устройства. Вне зависимости от местонахождения светильник должен выполнять свою непосредственную задачу — освещать картину, показывая ее с лучшей стороны.

Обратите внимание! Один из вариантов подсветки — светильник на батарейках. Такие модели выбирают, когда по тем или иным причинам нельзя подвести электропроводку к полотну.

Типы ламп

Немаловажное значение для качественной подсветки имеет тип источника света. Обычно используются следующие разновидности ламп:

  1. Лампа накаливания. Освещение подобного типа наиболее привычно и комфортно воспринимается глазом. Однако их цветопередача недостоверна, в результате чего происходит зрительное искажение изображения. Если все же решено использовать именно лампы с нитью накаливания, рекомендуется накрыть картины специальным стеклом. Оно хорошо смотрится в интерьере и предотвращает визуальные искажения. Еще один недостаток — склонность к перегреву, вследствие чего их нельзя располагать слишком близко к полотну. В противном случае возможно выгорание краски и даже возгорание объекта.
  2. Галогенные лампы являются наилучшим решением для подсветки шелкографии. Они отличаются высокой светоотдачей при экономном расходовании электричества. Рефлекторные модели позволяют контролировать угол подачи света.
  3. Люминесцентные лампы характеризуются яркостью, небольшим потреблением электроэнергии и долгим сроком эксплуатации. Такие лампы не склонны к перегреву, что важно, когда речь идет об освещении художественных полотен. Для освещения картин в наибольшей степени подходят пятикомпонентные модели, не излучающие ультрафиолет.
  4. Светодиодные лампы — наилучший вариант для подсветки полотен. Они не нагреваются, служат в течение многих лет, не дают ультрафиолетового излучения, не имеют инфракрасных полос в спектре. К недостаткам светодиодов относится слабый светопоток и небольшой угол распространения света.

Обратите внимание! Если есть желание использовать в интерьере настенные бра, к ним подойдут лампы любого типа.

При выборе источника света нужно принимать во внимание индекс цветопередачи. Для освещения картин подойдут показатели в промежутке между 70 и 90 Ra.

Также нужно смотреть на цветовую температуру. Оптимальный показатель — от 2,7 до 3 тысяч К.

Способы освещения

Если картина представлена в качестве яркого пятна в интерьере, лучший вариант — использование встроенных или накладных точечных светильников. Для полотна, применяемого в утилитарных целях (для этого годятся пейзажи и панорамные изображения), достаточно равномерного освещения обычной потолочной лампы. Для освещения больших площадей лучше всего подойдут люминесцентные лампы. Для концентрированного освещения небольших картин оптимальным вариантом будут точечные светодиодные светильники.

Исторические полотна выгоднее смотрятся, когда их освещают светильниками с рассеивателями и отражателями. Однако классика с очень разнообразной цветовой гаммой выигрышнее выглядит под светом не ламп накаливания, а галогенных.

Совет! Правильнее размещать полотна над большими, но невысокими элементами мебели. Лучший вариант в данном случае — повесить картину над диваном или комодом.

Полезные советы

При выборе осветительного прибора рекомендуется учитывать следующие моменты:

  1. Компания-производитель. Лучшую по качеству технику производят американские, немецкие и итальянские компании. Есть на рынке и российская продукция неплохого качества, стоит она гораздо дешевле. Китайские товары традиционно не отличаются высокой культурой производства.
  2. Метод крепления полотна. Если холст подвешен на балках, можно использовать споты. Если картина натянута на тросе, оптимальным выбором станут навесные лампы. Для панно лучше всего подойдут миниатюрные фигурные светильники.
  3. Материал, из которого изготовлено полотно. Для шелкографии используют галогенные лампы, для картин с исторической ценностью — светодиоды, а для арт-объектов — лампы накаливания.
  4. Площадь освещения. Светодиоды лучше всего справляются с локальным освещением, а лампы накаливания — с общим.
  5. Стоимость. Цены на светотехническое оборудование определяются многими факторами, в том числе репутацией производителя, материалами, типом ламп, дизайном и т.п.

Рекомендации по использованию светильников:

  1. Для классических картин лучший вариант — линейные настенные светильники с дуговыми ножками. Такое освещение позволяет избежать бликов и затемнений.
  2. Для освещения широких картин применяют встроенные в потолок точечные светильники. При этом подходе рекомендуется использовать малогабаритную мебель, потому что ничего, кроме картин не должно находиться в верхней части помещения.
  3. Стиль модерн отлично сочетается со скетчами на каминной полке. Внизу изображение подсвечивает пламя из камина, а сбоку можно установить настенные бра, выполненные в соответствии с общим стилем художественного объекта.

Схема разводки электрики

Подсветку для картин можно выполнить своими руками. Также на этапе планирования интерьера следует определиться с расположением картин на стенах. Отметив места для них, приступают к созданию выводов для осветительных приборов. Причем вся электропроводка должна быть скрытой. После составления общего плана приступают к прокладке проводов и установке электроприборов. Электромонтажные работы по обустройству подсветки для художественных полотен выполняются по стандартным правилам.

Светодиодная подсветка для картин: устройство, применение в интерьере

Все чаще в квартирах и домах используются разные типы подсветки, созданные для украшения интерьера. Отличный вариант разнообразить жилище – организовать светодиодную подсветку для картин, рамок, зеркал и т. д. Она не только подчеркнет особенности произведения искусства, но и придаст изысканность окружающей обстановке. Попробуем разобраться, чем хороши светодиоды, какие бывают и как подключаются.

Преимущества светодиодов

Такая подсветка отлично вписывается в интерьер любого помещения и служит дополнительным источником освещения.

Светодиоды смотрятся эффектно и таинственно, а также имеют много достоинств:

  • продолжительный срок службы;
  • безопасность для человека и окружающей среды;
  • невысокую стоимость;
  • возможность выбора разных типов светильников;
  • разнообразные варианты оформления (например, ленты со светодиодами можно выложить в виде разных фигур);
  • варианты цвета свечения, которое будет создавать различные эффекты;
  • долговечность;
  • легкость монтажа.

Выбор места для подсветки

Чтобы человеку было комфортно в помещении, необходимо правильно расположить светодиодную подсветку для картин. Например, она может располагаться: снаружи, внутри, по периметру, дополняться вспомогательными приборами и т. д. С помощью светильников можно подчеркнуть форму, цвет и другие особенности изделий. Если правильно подобрать расстояние и угол падения света, можно управлять потоком и выбирать самые удачные варианты оформления.

В зависимости от расположения освещение может быть: контурным, точечным, направленным или фигурным. Первый вариант предполагает использование лент со светодиодами. Точечные светильники отличаются направленным свечением, а ленточные – рассеянным. Также можно организовать освещение в верхней части картины, снизу или по бокам. Большой популярностью сегодня пользуется вариант трехсторонней подсветки. Чтобы интерьер смотрелся гармонично и красиво, следует сочетать ее с освещением всей комнаты.

Рекомендации по работе со светодиодами

Чтобы светодиодная подсветка для картин выглядела стильно и не выбивалась из общей атмосферы, нужно правильно ее выбрать и смонтировать.

Специалисты советуют соблюдать следующие требования:

  1. При покупке диодов определитесь с их мощностью и плотностью.
  2. В зависимости от влажности помещения используйте влагостойкие модели или простые, с клейким слоем или без него.
  3. Учитывайте предпочтения по цвету, поскольку светильники могут быть одноцветными и многоцветными. Помните, что для первого варианта дополнительно потребуется контроллер.
  4. Если предстоит резать диодную ленту, важно делать это в намеченных местах.
  5. Располагайте светильники там, где хотите (можно даже в скрытом месте).
  6. При подключении максимальная длина ленты на один блок питания – 15 м.

Как выбрать подсветку

Прежде чем размещать прибор, стоит определиться с расположением картины (если она еще не висит). Кроме того, ее мотивы должны соответствовать назначению помещения. Например, для кабинета хорошо подойдет изображение исторических событий, для узкой и длинной комнаты – этюд с ярким освещением. Как только картины будут на месте, нужно подготовить схему разводки. На ней отображаются: выводы под светильники, их тип и другие технические подробности.

Читайте также  Чем ровнять стены в комнате?

Помните, что для каждого помещения и произведения искусства будет свое индивидуальное освещение. Здесь важно учитывать мягкость и яркость светового потока (оптимальный показатель цветопередачи – 70-90, параметр цвета — 2700-3000 К). Эти показатели можно увидеть на упаковке светильников. Очень красиво смотрятся картины со светодиодной подсветкой, встроенной в холст. Таким образом можно выделить важные части изображения.

Типы светодиодных приборов

Возможно несколько вариантов освещения картин светодиодами, которые могут быть выполнены в виде ламп, лент или светильников с матрицами. Лампы чаще всего крепятся к стене над картиной, и акцентируют внимание на всем изделии. Также их можно подвешивать, встраивать в потолок и стены. Подсветка картины светодиодной лентой обычно используется для дополнительного освещения помещения. Она обычно скрывается в какой-либо конструкции и служит в качестве скрытого свечения.

Отличный вариант для интерьера в современном стиле – светильники с матрицами, которые можно разместить на стене. Следует знать, что для картин и помещений в классическом стиле они не подойдут. Выделить контур изображения помогут диодные ленты, для направленного света подойдут обычные и матричные лампы.

Устройство и виды настенных светильников

Подсветка картин светодиодными приборами пользуется большим спросом, поскольку при компактных размерах они светят достаточно ярко. Они имеют продолжительный срок службы, потребляют мало энергии, делают помещение светлее и могут управляться дистанционным пультом. Среди недостатков таких светильников выделяют: затраты на покупку блока питания, появляющуюся со временем тусклость.

Настенные светодиодные светильники бывают:

  1. Вертикальными. Они выступают из стены и делают помещение уютным;
  2. Встраиваемыми. Такие модели располагаются внутри стены или потолка, и не занимают много места;
  3. Линейными (отлично подчеркивают разные детали интерьера);
  4. Влагозащитными (хорошо подходят для кухонь и ванн).

Настенные светильники состоят из корпуса, в котором находятся светодиоды и отражатели. Чтобы он мог охлаждаться, его оснащают радиатором. Прежде чем их устанавливать, выбирают модель прибора и его расположение. Затем его разбирают, намечают отверстия на стене, сверлят отверстия и закрепляют светильник. Последний этап работ – его сборка.

Принцип работы светодиодной ленты

Светодиодная подсветка для картин может иметь форму ленты и выделять весь периметр изделия или только изображения (встраивается в раму). Такие приборы могут быть влагостойкими и простыми, одноцветными и многоцветными. Влагостойкий вариант оснащен силиконовой оболочкой, которая позволяет освещать пространство в помещениях с повышенной влажностью. С помощью разноцветных лент можно подчеркнуть те или иные детали интерьера. При этом они имеют разную интенсивность светового потока. Такие устройства работают от сети постоянного тока в 12 В и подключаются с помощью блока питания.

С помощью светодиодных лент открываются широкие возможности для воплощения любых идей, например, можно выделить весь периметр картины, одну или несколько сторон. Кроме того, у них есть еще несколько достоинств:

  • возможность управлять световым потоком;
  • легкость установки и подключения, поскольку у прибора простая схема и небольшое количество подключаемых элементов);
  • низкое энергопотребление.

Особенности подключения

При установке светодиодной подсветки картин, зеркал и других изделий важно соблюдать технику безопасности. Лучший вариант – скрытая проводка с обязательным заземлением. Теперь нужно определиться с тем, как прибор будет включаться: кнопкой, сенсором, дистанционным пультом. Кнопка – самый простой вариант, причем она может располагаться на светильнике или в любом другом месте (сверху, снизу, сбоку). Сенсорные выключатели смотрятся очень современно, и будут включать подсветку от движения или прикосновения. Размещайте их подальше от полок, вешалок, шкафов, иначе они будут мешать. Пульт управления удобен в использовании, поскольку позволяет контролировать подсветку издалека.

При использовании светодиодной ленты следует помнить, что она должна содержать блок питания. С его помощью будет равномерно распределяться нагрузка, зависящая от мощности прибора. Работы по установке выполняйте с такой последовательности:

  • отмерьте и отрежьте нужную длину ленты (на ней есть маркировка);
  • прикрепите ее в нужном месте и подключите блок питания;
  • установите выключатель.

Сделай сам!

Очень интересно и необычно смотрятся светящиеся изделия, выполненные своими руками. Попробуем разобраться, как сделать для картины светодиодную подсветку на батарейках. Для работы понадобятся: оргстекло, канцелярский нож (шило), батарейка 3 В и светодиод.

Приступаем к изготовлению:

  1. Составляем эскиз (для первого раза лучше взять что-нибудь попроще) и переносим контуры на оргстекло;
  2. Вырезаем рисунок с помощью ножа. Глубокие линии сделают его более ярким, но нужно сохранять аккуратность, чтобы не сломать полотно;
  3. Аккуратно стираем контуры;
  4. Приступаем к устройству подсветки. Для небольших картин можно использовать светодиод и батарейку, а для крупных использовать дополнительно блок питания;
  5. Делаем рамку из любого понравившегося материала и приклеиваем картину к ней.

Ниже представлено видео о том, как сделать светодиодную подсветку для картины. Оно непременно поможет освоить процесс домашнему мастеру.

Светодиодная подсветка картин светильниками или лентами – отличное дизайнерское решение, хорошо вписывающееся в интерьер. Установка такого освещения не требует серьезных затрат и может быть выполнена своими силами. А особенно красиво будет смотреться картина со светодиодами, сделанная своими руками.

Как и зачем освещать предметы искусства в интерьере

Как сделать так, чтобы подсветка картин не превратила комнату в музей, зачем вообще освещать предметы искусства, и как делать это правильно? Ищем ответ у Артема Масорина, основателя независимого бюро светодизайна «Луч» и преподавателя школы МАРШ.

Артем Масорин светодизайнер, основатель независимого бюро светодизайна «Луч», преподаватель школы МАРШ

Нужно ли освещать предметы искусства

Все зависит от того, какую роль в интерьере выполняет картина. Это это просто предмет декора, который дополняет пространство, освещать его не нужно – мы же не освещаем обои из-за того, что они красивые. Если, напротив, само пространство строится вокруг конкретного предмета искусства, дорогой коллекционной вещи, ее можно осветить, подчеркнуть.

Впрочем, иногда подсветка картины, даже не очень ценной, может выступать интересным дизайнерским приемом. Например, если развесить картины вдоль стены в коридоре и подсветить их, такой свет может выступать в том числе основным для всего пространства. Важно не превратить квартиру в музей, но здесь достаточно руководствоваться здравым смыслом: три-четыре картины, которые обозреваются с одной точки, подсвеченные действительно будут смотреться странно.

Как освещать живопись в интерьере

Самое важное – правильное отображение цветов и фактуры полотна. Порой художник кладет краску крупными размашистыми мазками. Эти мазки создают под собой неявные тени, и картина хорошо смотрится под рассеянным светом. Но если осветить ее направленным от прожектора светом, появятся дополнительные жесткие тени, не предусмотренные живописцем. В этом случае важно правильно подобрать угол освещения и смотреть, чтобы свет не был слишком контрастным.

При этом, чем дольше картина находится на свету, тем быстрее она выцветает, портится. Это относится не только к естественному свету, но и к искусственному. Плохо влияют на изображение галогенные и люминесцентные лампы без использования специальных фильтров, которые отсекают нежелательные части излучения, но довольно хорошо проявляют себя в этом плане светодиоды. Под ними картина сохранит насыщенность цветов дольше.

Если картина под стеклом, нужно предусмотреть такое освещение, которое не будет создавать блики. В этом случае в проект освещения следует заложить так называемый «музейный угол», он соответствует 30-тиградусному наклону источника света к вертикали полотна и позволяет увести блик от лампы со стекла.

Как освещать скульптуру

Как исходный материал у вас есть некий объем, который подать в выигрышном свете и сохранить задумку автора. Здесь нужно тщательно продумать с какой стороны будет падать свет и где будет создаваться тень, чтобы подчеркнуть форму объекта.

Освещение скульптуры по духу схоже с освещением архитектуры.

По музейным правилам скульптуру следует освещать как минимум с двух, а в идеале с трех сторон, причем источники света должны быть различными по яркости, чтобы не сделать скульптуру плоской и сохранить игру света и тени. Главное, чтобы форма объекта не трансформировалась за счет неправильного распределения света и тени. Здесь достаточно опираться на здравый смысл. Так, если мы будет подсвечивать скульптуру в виде куба тремя прожекторами с узкими лучами, это создаст на плоской поверхности предмета иллюзию волны. Но если осветить куб прожектором с широким лучом света, он зальет всю плоскость, и грани останутся недеформированными.

Читайте также  Как заменить треснувшую плитку на стене?

Если у вас нет цели создать драматический эффект, избегайте слишком контрастного освещения. В этом смысле хорошо, когда помимо подсветки в пространстве есть еще и основной источник света. Он выступает как необходимое базовое освещение, и дополнительный свет только выигрышно подчеркнет скульптуру. Не забывайте и о контрасте с внешним фоном. Темная фигура с темным фоном будет сливаться, а на светлом будет выделяться и без подсветки.

Как выбрать светильник для подсветки предметов искусства

Первый критерий – цветопередача. Ее оценивают по шкале от 0 до 100 в зависимости от того, насколько искусственный свет близок к эталонному естественному. Цвет предметов, освещенных источником света с плохой цветопередачей, будет искажен. Такое часто встречается в примерочных: в магазине вы примеряете красный свитер, а на улице он выглядит не красным, а розовым.

Второе – угол раскрытия светового потока. Отталкивайтесь от формата и размера предмета. Если картина прямоугольная, освещайте ее эллиптическим лучом, если маленькая – узким, если большая – широким. Это поможет создать нужный визуальный эффект.

Чтобы выделить картину, нужно подсветить ее в пять раз ярче фона. Это примерный показатель, который человеческий глаз воспринимает как визуальный акцент.

Третье – избегать светильников с «паразитной засветкой». Это ореол вокруг основного потока света, который получается за счет неидеальной оптической системы светильника. Наличие «паразитной засветки» не даст получить нужный визуальный контраст потому, что помимо направленного пучка света, вокруг картины «размажется» ореол света. К сожалению, этим грешат 75-80% осветительных приборов на рынке.

Что касается типологии светильников, они могут быть разными: встроенными в потолок или стену, подвешенными непосредственно над картиной или направленными на нее с противоположной стены. Интересный эффект дают светильники-фреймеры. Они «вырезают» из луча света прямоугольник нужной формы, под формат картины, что создает некий эффект загадочности.

Компании, к ассортименту которых стоит присмотреться

Среди компаний, хорошо зарекомендовавших себя в области освещения предметов искусства, первым идет немецкий производитель Erco. Компания начинала производством осветительных приборов для музеев и галерей, но сейчас ее ассортимент включает широкую линейку светильников, которые можно использовать в том числе дома. Можно присмотреться и к продуктам австрийской компании Zumtobel.

Даже если вы не подсвечиваете предметы искусства специально, убедитесь, что источники света в интерьере, где есть картины, имеют хорошую цветопередачу.

Американцы Xicato производят не светильники, а светодиодные модули, которые отличаются одной из лучших цветопередач на рынке. Еще один интересный производитель осветительных приборов – стартап нобелевского лауреата по физике Сюдзи Накамура (он изобрел синий светодиод) Soraa. Эти лампы отличаются высокой цветопередачей и уникальным отображением оттенков белого цвета: в отличии от многих других производителей под их светом слоновая кость и белоснежная зарядка от айфона будут иметь разные оттенки белого. Производитель делает лампочки под стандартный цоколь, как у большинства светильников, – за невысокие деньги можно получить источник света с очень хорошими показателями качества света.

Картины с подсветкой в интерьере квартиры

Каждый человек обставляет своё жилище в зависимости от своих предпочтений. Кто-то ценит натуральное дерево, другие отдают предпочтение металлу и пластику. Но вне зависимости от ваших вкусов есть элемент, без которого не может обойтись ни одна квартира, а именно — правильное освещение.

Подобрать хорошее освещение совсем не так просто, как может показаться, на первый взгляд. Вы должны понимать, что правильная расстановка светильников может сделать помещение больше или же, наоборот, «съесть» треть пространства.

Осветительные элементы можно устанавливать не только в виде стандартных ламп, но и в качестве светильников в самых необычных местах. К примеру, вы можете вмонтировать их в потолок или даже пол. Особой популярностью сейчас пользуются светильники, встраивающиеся в шкафы. Но сегодня речь пойдёт не о них. Темой статьи будет подсветка картин.

Картина в руках умелого дизайнера может придать интерьеру некий шарм и необычность. К тому же почему бы не сделать из своей комнаты или квартиры настоящую галерею? Ведь картины, прежде всего, несут некий эмоциональный посыл. Художник, рисуя своё полотно, вкладывает в него чувства.

Пожалуй, именно поэтому при просмотре картины появляется некая завороженность. Возле некоторых полотен можно стоять часами, рассматривая мазки и погружаясь всё глубже в свой и внутренний мир художника. Чтобы ощутить всё правильно, именно так, как этого хотел мастер, нужна правильная подсветка.

Вы должны учитывать, что лампы для подсветки картин могут быть расположены по-разному. Мало того, сами осветительные элементы существенно отличаться друг от друга. Вам, наверное, не раз приходилось замечать, что не все лампочки дают одинаковый свет. Одни излучают тёплое дневное сияние, другие белый холодный блеск.

Правильно подобранная подсветка для картины позволит не просто рассмотреть каждый мазок в деталях, он подчеркнёт главную идею, сделав её более выразительной. Поэтому правильный подбор освещения крайне важное и ответственное занятие.

Развешиваем картины для организации правильного освещения

Огромную роль при выборе места для картины и организации правильной подсветки играет общая геометрия помещения. Вы должны понимать, что полотно мастера может отвлечь гостей от определённых дефектов комнаты, сделав их менее заметными. Естественно, больше всего вам в этом поможет подсветка.

Начнём с самого простого, а именно пространственной ориентации картины. Она может быть вертикальной и горизонтальной. Первый вариант является наименее предпочтительным для помещений с низкими потолками. Подсветка в таком случае только усугубит данный недостаток, сделав комнату менее просторной.

Есть одно важное правило при расположении картин, которого желательно придерживаться. Необходимо, чтобы нижняя линия каждого полотна в общей композиции создавала некое подобие горизонта. Дело в том, что человеческий глаз очень чувствителен к горизонтальным линиям. Поэтому даже небольшой диссонанс может создать ощутимый дискомфорт.

Многие дизайнеры стараются уйти от общепринятых концепций. Поэтому картины расставляются на полках и даже на камине. Подобному варианту расстановки требуется особая подсветка. Лучше всего в данном случае подойдут бра. Они смогут органично вписаться в интерьер и не будут выбиваться из общей концепции.

При развешивании картин и организации подсветки особое значение имеет назначение комнаты. Допустим, яркие полотна не стоит размещать в спальне. Они несут сильный эмоциональный посыл, поэтому у вас могут возникнуть проблемы со сном. Конечно, подобную проблему легко решают шторки, но смысл подобных изысков под большим вопросом.

Не стоит вешать в спальне и картины с историческими событиями. Поверьте, даже при самой качественной подсветке «Битва под Ватерлоо» над кроватью будет смотреться по меньшей мере странно. Совсем другое дело рабочий кабинет. Здесь такая тематика более чем подходящая.

Если вы испытываете неуверенность относительно той или иной картины, возьмите пюпитр и посмотрите, как картина будет смотреться конкретно в данном месте. Не стоит спешить с установкой подсветки.

Высота

Пожалуй, это один из наиболее важных параметров при развешивании картин и подборе освещения. В первую очередь каждое полотно должно быть хорошо видно. Просто проведите воображаемую линию. Она должна проходить через центр полотна.

При размещении полотен и организации подсветки нужно учитывать расстояние между рамами. Есть ещё одни важный момент. На кухне картины можно разместить немного ниже. Это делается для того, чтобы на них было удобно смотреть, сидя за обеденным столом. То же касается и столовой комнаты.

В некоторых дизайнерских концепциях полотна ставятся прямо на пол. Естественно, что в таком варианте необходима совершенно особая подсветка. Неплохим вариантом будут торшеры по бокам.

Читайте также  Как крепить датчик движения к стене?

Мебель

Немало внимания нужно уделить соотношению художественных полотен и мебели. Как говорилось выше, даже шкафы могут иметь собственное освещение. Поэтому делая подсветку для любимых вами предметов искусства данный нюанс нужно учитывать.

Не стоит что-либо вешать рядом со шкафами под потолок. Дело в том, что данный элемент интерьера заберёт всё пространство и внимание гостей. Как результат картина будет незаметной.

Очень красиво смотрятся художественные полотна над портальными каминами. Мало того, огонь, горящий снизу, даёт по-настоящему необычную подсветку. Тем не менее это не значит, что вам нужно забыть про простые лампы или бра. Последние подойдут сюда лучше всего.

Композиция

Чтобы организовать настоящую галерею с правильной подсветкой лучше всего сгруппировать все картины на одной стене. Есть один старый, но проверенный метод, позволяющий сделать подобную концепцию по-настоящему гармоничной. Нужно провести воображаемую линию от стены к стене, и расположить на ней с равными пробелами полотна. При необходимости можно воспользоваться пюпитрами.

При создании композиции и подборе освещения вы должны учитывать, что все картины разные. Они имеют не только отличающуюся друг от друга тематику, но и разные габариты.

Неудивительно, что многие дизайнеры ищут некоторые общие признаки во всех полотнах, результатом их работы стала классификация по технике исполнения:

  • акварель,
  • гравюра,
  • масло,
  • фото.

Ещё один весьма эффективный метод группирования — по цвету. Он будет весьма эффективным, если, допустим, у вас есть целая подборка черно-белых фотографий. Кстати, в таком случае и подсветку будет подобрать куда легче.

Группировать картины можно по технике (например, акварели или гравюры), цветовой гамме (например, черно-белые фотографии), тематике (принты с животными или натюрморты).

Варианты группировки напрямую зависят от формата каждой картины. Допустим, если полотна одного размера, то лучше всего использовать симметричную сетку. Все предметы при такой композиции развешиваются в одну линию с небольшими промежутками.

В процессе создания домашнего интерьера и подсветки многие дизайнеры сталкиваются с такой проблемой, как две картины разного размера. В таком случае крупное полотно вешается немного повыше, а меньшее ниже.

Выбираем осветительные элементы

Огромную роль в подсветке играет выбор осветительных элементов. Сейчас чаще всего используются такие варианты:

  1. Обычная лампа накаливания. Её свет приятен глазу. Тем не менее она сильно искажает цветопередачу. Как результат картины с такой подсветкой в интерьере не могут продемонстрировать свою настоящую гамму. Если же вы не приемлете никакого другого варианта, то нужно защитить полотна специальным стеклом. Осветительные элементы располагаются на расстоянии 20—50 см.
  2. Галогенные лампы лучше всего подходят, когда нужно подсветить шелкографию.
  3. Люминесцентные элементы используются чаще всего при подсветке полотен. Они светят достаточно ярко, а их срок службы измеряется годами.
  4. Светодиоды — это элементы подсветки последнего поколения. Они не греются, а их срок службы может достигать 8—10 лет.

Если вы хотите использовать в своём интерьере именно бра, помните, в них можно вставить какие угодно осветительные элементы.

Итоги

Как видите, установка подсветки, как и размещение самих картин крайне непростая задача. Сейчас оптимальным вариантом считается использование именно светодиодов. Они не греются и при этом дают отличный ровный свет. Световой поток может быть, как тёплым, так и холодным, данный параметр зависит от индекса цветопередачи.

Как подсветить картину на стене?

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

Почему и как надо подсвечивать искусство в интерьере

Специалисты салона “Светильники” и дизайнер Лена Краснова объясняют, как правильно подсвечивать предметы искусства в интерьере.

Предметы искусства придают интерьеру индивидуальный характер и делают его “живым”. Специалисты салона “Светильники” и дизайнер Лена Краснова объясняют, что необходимо сделать, чтобы они не превратились в безликий и незаметный фон.

“Если вы счастливый обладатель ценного живописного полотна, то не вздумайте хранить свое сокровище на чердаке! Без света или специальной подсветки вы рискуете потерять шедевр. В темном помещении олифа, которой покрывают картины, и свинцовые краски темнеют, а масляные – желтеют. К тому же в темноте размножаются микроорганизмы, которые могут испортить картину, – объясняет Елена. – Свет же не дает полотну потемнеть, а свинцовым краскам и белилам возвращает их первоначальный вид”. Если же на произведения искусства сделан акцент в интерьере, то они обязательно должны быть подсвечены.

Идеальный вариант – определить места для живописи или скульптур еще на этапе проектирования, тогда можно специально установить дополнительные источники света. Без них в темное время суток арт-объекты будут незаметны, сольются с фоном и затеряются в обстановке. Верхний свет заливает пространство равномерно, не делая акцент на каких-то предметах или зонах. Конечно, масштабную скульптуру можно будет разглядеть, но вот драматического эффекта без подсветки она не произведет.

В жилом пространстве одного направленного освещения недостаточно. Без рассеянного света, равномерно освещающего все помещение, интерьер будет очень контрастным: темным с яркими пятнами. Такая обстановка некомфортна для жизни и вредна для глаз. Подсвечивать только произведения искусства можно в музеях и галереях, где необходимо создать определенную атмосферу, чтобы посетители не отвлекались на посторонние детали интерьера и могли остаться с произведением искусства один на один. “Существует такое понятие, как “контролируемые качества света”. Под ним подразумевается узкий или широкий угол его распространения, интенсивность и цвет. Да-да, у света тоже есть определенный цвет. Он может быть теплым, холодным или нейтральным. Подбирая его, ориентируйтесь на общую цветовую гамму интерьера, оттенок основных источников света, а главное – цветовую палитру самого произведения искусства. Как художник я предлагаю выбирать между нейтральным или теплым светом”, – советует Лена Краснова.

В наши дни для подсветки арт-объектов и живописи используются светодиодные источники света с высоким индексом цветопередачи, определенной цветовой температурой, качественной оптикой (она обеспечивает четкую границу освещения) и разными углами светового потока. Также существуют светильники со специальными дополнительными приспособлениями, дающими световое пятно в форме прямоугольника или квадрата, что позволяет четко подсветить только полотно с рамой. Светодиоды безопасны для произведений искусства, в отличие от лампочек с тепловым излучением, которые не рекомендуется размещать близко к живописи. Мощность источников света зависит от габаритов объекта: чем больше полотно, тем мощнее должен быть светильник.

В музеях, где экспозиция часто меняется, устанавливают прожекторы на треках, которые можно передвигать. Но в жилом пространстве свободных стен, как правило, меньше, а картины перевешивают редко. Поэтому можно использовать встраиваемые светильники типа wallwasher. Их преимущества в том, что они почти незаметны, в отличие от прожекторов, которые стилистически могут не вписываться в интерьер, и заливают большое пространство стены ровным светом. И если вдруг захочется вместо большого полотна повесить диптих или триптих из картин поменьше, менять светильник не понадобится.

Правильно и точно определить расположение светильника в интерьере можно, разработав светотехнический проект. В нем будут учитываться размеры произведения искусства, высота его крепления, цветовая палитра, а также высота потолка в помещении, тип светильника, мощность и оптика. Сейчас существуют удобные поворотные модели для подсветки картин, которые можно настраивать: приближать, отдалять и направлять на полотно под нужным углом.

Со скульптурами и вазами все немного сложнее. Они не плоские, а объемные, и подсветка поможет это передать. Именно игра света и тени подчеркивает фактуру и создает ощущение объема, чтобы объект производил должное впечатление, поэтому одним светильником не обойтись. Оптимальный угол для подсветки скульптур – 30 градусов. Для освещения предмета с трех сторон светильники рекомендуется располагать по кругу на равном расстоянии. Для наибольшего эффекта можно задействовать несколько уровней подсветки: основное освещение, заполняющий и контровый свет. “Не забывайте, что вы не только владелец произведений искусства, но и зритель. Только от вас зависит, как будет проходить встреча с шедевром, насколько она будет приятной и какое впечатление произведет”, – подчеркивает дизайнер.