С чего начать вырезать по дереву?

Художественная резьба по дереву для начинающих

Интересует резьба по дереву для начинающих, как правило, людей, не имеющих художественного образования. Для них это искусство является хобби. В силу того, что знания у большинства таких резчиков разрозненные, постараемся их упорядочить. В самой резьбе по дереву нет ничего сложного. В России этот вид творчества всегда был главным. Даже в обработке камня сначала использовали приемы, к которым давно привыкли.

Нанесение рисунка узора на деревянную заготовку

Сегодня этот вид искусства вызывает неподдельный интерес, несмотря на то что многие навыки уже утрачиваются.

Виды резьбы и техники

Если говорить в целом, то резьбу по дереву можно отнести к пластическому искусству. Традиционно различают рельеф и объемную скульптурную резьбу по дереву. Начинающему резчику стоит овладеть сначала приемами создания рельефа.

Эта техника имеет несколько вариантов резьбы:

  • геометрическая;
  • плоскорельефная резьба;
  • ажурная;
  • глухая резьба с подобранным фоном;
  • прорезная контурная резьба ;
  • накладная.

Список на этом не заканчивается. За рамками осталось еще немало. Из названий можно понять, чем отличается та или иная техника исполнения. Классификация нередко осложняется тем, что страна наша большая. В разных регионах названия одной и той же техники могут отличаться. Однако суть не меняется, поэтому очертим общие приемы работы.

Все начинающие резчики знакомятся с геометрической резьбой. Она простая, но красивая. Этот вид резьбы разделяют на три вида:

  • контурная;
  • трехгранно-выемчатая;
  • ногтевая или скобчатая.

Для исполнения потребуется:

  • доска из липы;
  • нож-косяк;
  • линейка и карандаш.

На доску наносятся рисунки в виде геометрического узора. Резчик может придумать орнамент для резьбы самостоятельно или скопировать понравившийся. Не нужно сразу браться за сложные элементы, если нет навыков и рука недостаточно твердая.

Несколько орнаментов для резьбы по дереву

Доска должна быть гладкой. Достигается такая поверхность за счет строгания. Ни в коем случае не нужно шлифовать поверхность с помощью наждачной бумаги. Если абразивные частицы останутся в волокнах, они не позволят сделать резьбу чистой и аккуратной. Кроме того, режущая кромка ножа быстрее затупится.

Начинающим резчикам для выполнения геометрических орнаментов рекомендуют выбирать древесину лиственных пород.

Они позволяют проводить ножом прямые линии. Создание прямых линий на досках хвойных пород гораздо сложнее. Итак, кончик ножа врезается в поверхность вертикально. Глубина — 1,5-2 мм. Затем прорезается вся линия, нож тянем по направлению к себе. При этом лезвие наклоняется под углом 40°. Движения должны быть плавными. Заметим, что начинать резьбу линии и заканчивать нужно кончиком ножа.

Сделав одну линию или надрезку, делаем следующую. Только теперь наклон лезвия должен быть в противоположную сторону. Отделится стружка, а на доске появится углубление геометрической формы. Если края четкие, а поверхность блестит, значит, все было сделано правильно. Постепенно вырезаем весь элемент, а потом и полностью орнамент.

Нужно помнить, что вдоль волокон нож идет легче. Прорезая поперечные волокна, приходится прилагать больше усилий. Рука может соскользнуть, и здесь нужно знать правила:

  • безопасности работы;
  • организации рабочего пространства;
  • подготовки инструмента.

Рабочее место резчика

Работа с острым инструментом должна проводиться за верстаком, который отвечает всем требованиям устойчивости и прочности. Если нет возможности сделать такой верстак, можно ограничиться столешницей. Она может быть любого размера, но высота должна находиться не выше уровня пояса резчика.

Столешница всегда должна быть гладкой и чистой. Нередко при работе нож соскальзывает и попадает в стол. Образуются зазубрины, их нужно убирать. Профессионалы всегда следят за состоянием поверхности верстака. Они не рекомендуют забивать гвозди, рубить топором или бросать острый инструмент на верстак, так как все это способно повредить столешницу. Доска, на которой вырезается орнамент, тщательно закрепляется струбцинами. Работу на коленках, на неустойчивом столе или табурете нужно исключить.

Пример обустроенного рабочего места резчика

Рабочий стол для резьбы по дереву должен быть хорошо освещен. Можно установить его возле окна. Однако дневного света бывает мало.

Если источник освещения один, появляются глухие темные тени, которые мешают делать резьбу чистой. Поэтому над столом устанавливают еще 2-3 светильника.

Они должны освещать работу с разных сторон, особенно если за окном темно. Устанавливать лампы нужно выше глаз резчика. Во время работы глаза испытывают напряжение. Это замечают даже опытные мастера. Начинающий резчик устает быстрее, и качественное освещение позволяет сделать условия работы комфортными и безопасными.

Требования к инструменту

Современные инструменты для резьбы открывают широкие возможности для художников. В обработке дерева они применяются с успехом. Но мы будем рассматривать инструмент для ручной работы.

Подборка стамесок для резьбы по дереву

Ведь получить навык работы с таким инструментом важнее и сложнее.

В арсенале мастера всегда находится:

  • пила;
  • ручная дрель или коловорот;
  • рубанок;
  • стамески полукруглые и плоские;
  • ножи разных размеров;
  • небольшой топор.

Многие производители уже позаботились о резчиках и создают разнообразные наборы. Нельзя однозначно оценить их качество и пользу. По этому поводу ведутся споры. Заметим лишь, что ни один профессиональный мастер не имеет такого набора. Весь инструмент закупается отдельно и доводится вручную.

Резьба по дереву своими руками: с чего начать

Освоить навык резьбы по дереву несложно. Настоящее мастерство приходит как с опытом, так и с приобретением всё более качественного инструмента. Сегодня же мы расскажем о том, с чего необходимо начать и какими базовыми навыками следует овладеть, чтобы всерьёз попробовать себя в качестве резчика.

  • Простейшие инструменты и верстак
  • Специальные приспособления, электроинструмент
  • Начните с небольших поделок
  • Сквозная и глухая резьба: приёмы работы
  • Распространённые ошибки

Простейшие инструменты и верстак

Работа резчика всегда начинается с изготовления заготовок. Поэтому первое, чем нужно обзавестись, это базовый набор инструмента для обработки дерева. Ну а поскольку художественная резьба требует достаточно высокой точности и качества обработки, арсенал должен быть расширенным.

В распоряжении должно быть несколько ножовок: для продольного и поперечного реза, а также припасовочная и с мелким зубом по металлу. Следы реза устраняются с помощью рашпилей, круглого и плоского, желательно разной зернистости. Более тонкая обработка проводится наждачной бумагой разных типов. Следует держать под рукой два деревянных бруска: круглого и прямоугольного профиля, которые удобно использовать как основу для наждачки.

1 — ножовка по дереву; 2 — припасовочная (обушковая) ножовка; 3 — ножовка по металлу; 4 — набор рашпилей по дереву; 5 — брусок для шлифовальной бумаги

Для предварительного оформления заготовок используются рубанки и шерхебели. Выбирать крупные фрагменты древесины удобно с помощью остро отточенного столярного топорика, на ободе которого выполнена отливка под молоток, а также стамесок разной ширины и профиля кромки.

1 — различные рубанки; 2 — топорик с молотком на обухе; 3 — набор стамесок

И всё же наибольшее значение для начинающего резчика имеет правильно сконструированный и удобный верстак. Он должен быть обустроен согласно нормативам организации столярных рабочих мест с учётом индивидуальных требований, таких как рост или длина рук. Стол необходимо оснастить механизмом, позволяющим быстро закрепить и открепить обрабатываемую заготовку. Сюда относятся как столярные тиски и струбцины, так и регулируемые (переставляемые) упорные колодки разных форм.

Столярный верстак

Специальные приспособления, электроинструмент

Имея всё необходимое для подготовки деталей к резьбе, необходимо в индивидуальном порядке собрать комплект инструментов для тонкой работы. Основа такого комплекта — набор качественных чистовых стамесок и резцов разных форм и размеров. Можно пойти двумя путями: приобрести средней руки набор из 8–12 предметов, либо покупать по одному-два экземпляра качественного инструмента, недостающих для освоения определённой техники или схемы резьбы.

Набор резцов и стамесок по дереву

Также хорошего столяра отличает правильно подобранный разметочный инструмент: линейки, угольники, рейсмусы, транспортиры, кронциркуль, штангенциркуль, карандаши разной плотности. Резьба по дереву всегда проводится по заранее продуманной схеме, в соответствии с которой для каждого отдельного изделия изготавливается шаблон. Поэтому привыкайте не выбрасывать картонные коробки и обрезки тонких листовых материалов вроде пластика или ЛМДФ.

1 — комбинированный угольник; 2 — рейсмус разметочный; 3 — транспортир с линейкой; 4 — кронциркуль; 5 — карандаши строительные; 6 — штангенциркуль

Для проработки мелких деталей в наличии должно иметься несколько ножей разных размеров, один или два стружка, дисковый нож, пробойники разных форм и размеров. Для ускорения процесса и повышения точности обработки возможно использование электрических граверов, стамесок и реноваторов. Своё применение найдут до дюжины курковых струбцин, особенно при сборке составных изделий на клеевом соединении.

1 — ножи для резьбы по дереву; 2 — пробойники; 3 — электростамеска; 4 — быстрозажимная струбцина; 5 — стружок; 6 — реноватор

Наконец, в арсенале каждого уважающего себя резчика должна быть хорошая сетевая дрель и хотя бы самая простая вибрационная шлифмашина со сменяемыми подошвами. Что касается лобзика, он должен относиться как минимум к полупрофессиональному классу, иначе вам придётся делать большие припуски на обработку, а качество сквозной резьбы будет неизбежно страдать. Если вы основательно увлечётесь работой с деревом, не забудьте своевременно продумать систему удаления пыли и стружки.

1 — сетевая дрель; 2 — вибрационная шлифмашина; 3 — электролобзик

Начните с небольших поделок

Полный список необходимого вызывает лёгкую оторопь. Но всегда есть смысл сперва попробовать работу «на коленке», чтобы оценить уровень увлечённости и понять истинный смысл покупки дорого и качественного инструмента в будущем.

Изготавливать небольшие поделки можно, даже если в наличии имеется лишь два-три базовых резца, стол и набор наждачной бумаги разной зернистости. В качестве первых работ рекомендуется выбирать разделочные кухонные доски или декоративные фигурки размером до 200х200 мм: животные, растения, миниатюрные домики и подобную мелочёвку.

Такие изделия содержат все основные элементы резьбы по дереву: обрамляющая рельефная кромка, внутренняя сквозная резьба и рельефная резьба по плоскости. Суть в том, что придерживаться строгих размеров и допусков в поделках не обязательно, гораздо важнее почувствовать реакцию дерева на режущий инструмент, его пластичность, разницу плотностей в соседних волокнах и другие характерные особенности.

Читайте также  Чем покрыть кухонный стол из дерева?

Когда под определённые приёмы работы выработается мышечная память, переходите к более сложным изделиям. На этом этапе следует озадачиться изготовлением рамок для фотографий, сундучков, шкатулок. Следующий уровень сложности — это составные изделия и деревянная механика. Начиная от известной многим композиции «Мужик и медведь» и заканчивая деревянными трёхмерными пазлами или механизмами с обилием шестерёнок.

Выполняя работы такой сложности, вы будете развивать и поддерживать навык точной резьбы по дереву, а этим не пренебрегают даже прожжённые профи.

Сквозная и глухая резьба: приёмы работы

Перед началом резки на заготовке (доске, щите) сперва размечается наружная форма, после чего лобзиком удаляется всё лишнее. Поверхность под резьбу должна быть идеально плоской, гладкой и не имеющей пороков. Шаблон (трафарет) переносится на очищенную поверхность дерева отчётливыми тонкими линиями.

Резьба классифицируется на две группы: сквозную и глухую плоско-рельефную. Сперва вырезают замкнутые контуры в центре деталей: в каждом из них сверлится отверстие, затем по линии фигура вырезается лобзиком. Ориентировать распил нужно на 1–1,5 мм внутрь контура, оставляя небольшой слой древесины под последующую обработку. Когда фигура вырезана, её края зачищают до устранения следов реза и получения прямоугольной кромки, в точности соответствующей рисунку разметки.

Рельефность краям придают либо ручным фрезером, либо стамесками и резцами. Край может быть скошен обычной прямой фаской, внутренней или внешней каймой скругленного профиля. С этим всё просто: выбираете инструмент соответствующего размера и профиля, начинаете с зареза и, удаляя древесину стружкой толщиной по 0,5–1 мм, обходите фигуру по контуру.

Сложнее работать с краями, требующими каскадной резки в несколько ярусов. Сперва нужно рейсмусом отметить ширину захода самой широкой части резьбы и снять первый ярус, затем последовательно отмечать и снимать все последующие. Учтите, что к сквозной резьбе относится также и оформление наружных краёв изделия.

Техника глухой рельефной резьбы более разнообразна. Это могут быть как всевозможные борозды и канавки, вырезанные по заранее нанесённому контуру, так и серия углублений или насечек разных размеров и геометрической формы. Переходя от простых фигур к более сложным, вы разовьёте пространственное представление, научитесь снимать древесину слой за слоем и со временем перейдёте к изготовлению скульптур и барельефов. В этом ключе решающее значение имеет практика — чем её больше, тем меньше реальной сложности вызывает работа.

Распространённые ошибки

В качестве заключения приведём распространенные ошибки, которые не позволяют начинающим резчикам полноценно овладеть инструментом или перейти на новый уровень мастерства:

  1. Работа с сырой древесиной: все заготовки должны быть низкой влажности (12–13%) и хорошего качества.
  2. Слишком большое заглубление инструмента: резьба по дереву не приемлет спешки, удалять лишнее нужно фрагментами исключительно небольшими, но в то же время соразмерными масштабу фигуры.
  3. Не учитывается разнородность древесины: вырезая скругленные орнаменты, вы направляете режущую кромку то вдоль, то поперёк волокон, преодолевая участки с разной плотностью. Нажим инструмента и размер удаляемых фрагментов нужно соответствующим образом менять.
  4. Отсутствие последовательности: каждая фигура или узор должны быть тщательным образом проработаны, опробованы на черновиках и разбиты на несколько последовательных этапов.
  5. Наконец, желание охватить всё и сразу: не забывайте, что некоторые навыки приобретаются только со временем и при условии, что резчик постоянно практикуется. Всё время повышайте квалификацию, ставьте в приоритет качество обработки, и со временем даже очевидно сложные задачи станут видеться вам простыми в их организованной и продуманной реализации.

Резьба по дереву своими руками

Те, кто занимается резьбой по дереву, уже знает, что это дело не только приносит удовольствие от создания красивых вещей, а и доставляет неземное наслаждение от самого процесса работы. Ведь резьба по дереву хорошо успокаивает и помогает настроить вас на творческий лад. Самое главное, что из дерева вы можете создавать как посуду и игрушки, брелки и украшения, а также статуэтки и шкатулки.

Процесс приобретения начального опыта

Если вы находитесь на начальном этапе и только недавно приступили к освоению технологии резьбы по дереву – вам будет необходимо подготовить минимальный набор инструментов. Также надо выбрать подходящую древесину, желательно мягкого сорта, к примеру, возьмите березу или липу. Прикупите и эскизы по резьбе по дереву для начинающих. Для начала можно взять несложную композицию, которая в полной мере позволит отточить необходимые вам движения.

Резьба по дереву: этапы работы

— приобретение учебного пособия в котором описываются способы обработки материалов;
— заготовка или покупка подходящей древесины;
— если нет стандартной стамески можно взять перочинный нож;
— возьмите или купите карандаш и линейку;
— нож-косяк.

Некоторые из вас зададутся вопросом, как таким набором инструментов можно делать резьбу на дереве? Мы вам ответим: резьба по дереву – это сложный и увлекательный процесс, приступать к которому нужно только после тщательной подготовки.

Процесс подготовки включает в себя:
1. Выбор правильных ножей . Новичкам этого дела, выбравшим резьбу как хобби, понадобится элементарный инструмент. Для этого вам достаточно будет купить самый обычный нож-косяк или же перочинный нож. В процессе работ также используйте резцы и стамески.
2. Выберите место . Собственноручная резьба по дереву на начальных этапах может проводиться и у вас дома. После того, как вами будет освоено сложные стили работы, к примеру, сквозной или скульптурный – перенесите работу в отдельное помещение.
3. Подбор правильного материала . Для работы новичков лучше всего подойдет древесина мягких сортов, к примеру, липа, ольха, осина или береза. Такое сырье легко поддается резке, а также и с тех причин, что на нем можно создавать узоры любой сложности.
4. Выбор нужной техники работы . Самой простой техникой работы в резьбе по дереву принято считать трехгранно-выемчатую резьбу или другими словами геометрическую резьбу. Она проводится в два этапа: сначала нужно накалить древесину, а затем подрезать ее.

С чего именно начинать такую работу? Для начала вы можете вырезать самый элементарный треугольник. Для того, чтобы сделать это, нанесите на древесину контур фигуры, далее в самой ее серединке поставьте точку. Затем вставьте в это место нож. Рукоятку ножа нужно разместить перпендикулярно к рабочей поверхности. Пятку же своего инструмента направьте к любой из вершин фигуры, при этом ее нужно усиленно прижимать к доске. Старайтесь делать все так, чтобы лезвие ножа на 2-3 мм врезалось в рабочую поверхность. Далее нужно наколоть древесину в направлении двух оставшихся вершин фигуры. Делается это от той же самой средней точки вашего рисунка. В процессе работы нужно помнить, что прокручивается не доска, а лезвие ножа. Следующий на очереди — этап подрезки. Во время подрезки держите инструмент под углом 30 градусов. Проводите ножом по стороне треугольника и постепенно углубляйтесь в поверхность выбранной вами древесины. Если вы будете делать все правильно, то во время подрезки материал будет отслаиваться от доски, образуя таким образом пирамидку, имеющую три грани.

Накладная и винтовая резьба

Винтовая резьба – это такой вид резьбы, во время которого создается неповторимый стиль. Ее отличительной чертой было и будет чередование выступов и винтовых впадин. Это чередование может быть, как одиночным, так и состоять из нескольких винтовых линий сразу.
К самым распространенным видам резьбы также относят накладную резьбу. Иными словами, ее еще называют мебельной резьбой. Особенность такого вида резьбы состоит в том, что на готовый фон прибивают уже готовый орнамент, созданным прорезным способом.

Ручной инструмент

Электроинструмент

Бормашина

Бормашина, которую используют для резьбы по дереву, по-сути ничем не отличается от того жуткого препарата, который вы можете наблюдать и слышать на приеме у врача-стоматолога. Точно также вращения вала электромотора передается при помощи гибкого вала на вращающийся резец. В свою очередь последний позволяет протачивать в выбранной вами древесине углубления произвольной ширины и формы.

Дремель

Этот еще один прибор, который используют для резьбы по дереву. Отличается эта штука от бормашины только тем, что электромотор находится непосредственно в рукоятке инструмента. Для удобства накладываются ограничения на размер ручки и на мощность электромотора. Это и влияет на скорость резки пазов, а также на саму способность инструмента справляться с твердой древесиной.

Фрезер

В плане функциональности, фрезер – это противоположность дремели. Его используют в тех случаях, когда нужно, используя максимальную скорость и точность, выбирать паз или углубления большого объёма. Поскольку фрезы для резьбы по дереву весьма разнообразные – это дает возможность при необходимости делать фигурное сечение паза, придавая ему тем самым достаточно сложную форму.

Пантограф

Хоть и пантограф используют для резьбы по дереву, но он мало относится к творчеству. При помощи этого прибора можно с точностью копировать формы, ранее созданного вами изделия. Принцип работы таких инструментов, имеющих механический привод — несложный. При ручном движении каретки, скругленная головка прибора путешествует по углублениям самой резьбы. Фреза же тем временем копирует все ее движения на заготовке.

Вывод

Как вы уже могли догадаться, для того, чтобы заниматься резьбой по дереву – нужно собрать достаточно солидный набор инструментов. Но если вы новичок и лишь собираетесь заняться этим делом – вам будет нужно собрать гораздо меньшее количество таких инструментов. Вы можете посмотреть видео, которое позволит вам более детально узнать о всех тонкостях творческого процесса. Поэтому ознакомьтесь с нашими материалами и желаем вам успехов в начинаниях!

Какие инструменты нужны для резьбы по дереву

Одним из лучших материалов для декоративного оформления интерьера была и остается древесина. Являясь полностью натуральным, ни в процессе обработки, ни в ходе эксплуатации дерево не выделяет вредных для здоровья веществ. Дерево практично, дерево красиво. Пользуясь простым инструментом, можно создать уникальное резное украшение: панно, шкатулку, статуэтку.

Читайте также  Чем покрыть поделку из дерева?

Резное изделие из дерева – лучшее украшение собственного дома и отличный подарок. Резьба – это несложно, мастером по дереву может стать каждый, надо лишь чуточку таланта, много усидчивости и, конечно же, хорошие инструменты для резьбы по дереву.

  • Без чего не обойтись начинающему резчику
    • Ножи-косяки
    • Резаки для геометрической резьбы
    • Богородский нож, «Татьянка»
    • Стамески для резьбы по дереву
    • Другие необходимые инструменты
  • Заточка инструмента
  • Выбор и покупка
  • Нож своими руками

Без чего не обойтись начинающему резчику

Любой, кому посчастливится оказаться в мастерской настоящего мастера резьбы по дереву, ужаснется – так много тот использует различных инструментов. Просто глаза разбегаются. Мастер легко определит, чем выполнить тот или иной штрих, что лучше всего подойдет для той или иной детали. Выбор правильного инструмента для резьбы во многом определяет качество изделия.

Начинающему резчику вовсе не обязательно закупать полный набор инструментов, для изготовления изделий начального уровня можно обойтись несколькими наиболее универсальными ножами и стамесками. Это даст возможность получить опыт работы, выработать свой стиль, а после обзавестись именно тем инструментом, который действительно будет востребован.

Ножи-косяки

Самые распространенные ножи для резьбы по дереву – ножи-косяки. Ими пользуются как маститые профессионалы, так и начинающие резчики. Ножи этого типа имеют скошенное лезвие, благодаря чему удобны для создания небольших углублений. Их применение оправданно как для плоскорельефной выборки, так и для создания объемных композиций.

Отдельная разновидность косяка – нож-флажок. Он выглядит как треугольник, одним углом воткнутый в рукоять. Данный нож универсален, в работе используются все зоны лезвия.

Ножи-косяки отличаются углом режущей кромки и шириной лезвия. По виду заточки различают однофасковые и двухфасковые. В инструментарии начинающего резчика должно быть несколько таких ножей: как минимум три различной ширины.

Резаки для геометрической резьбы

При изготовлении рельефных панно не обойтись без другого распространенного ножа резчика – ножа-резака. Благодаря более длинному лезвию такой нож идеально подходит для создания орнаментов, имеющих форму геометрических фигур. Им удобно обрабатывать криволинейные фигуры и закругления. Так, ножом-топориком вырезают треугольники и другие фигуры.

Помимо создания плоских рельефов, резаки широко применяют и для объемных изделий. В умелых руках маленький резак может сравниться с кистью художника.

Богородский нож, «Татьянка»

Словосочетание «богородская игрушка» знакомо многим. Это деревянная фигурка ручной работы. Практически весь процесс резьбы от подготовки заготовки до сглаживания мелких неровностей выполняют особым ножом, также называемым богородским. Такой нож непременно должен быть в мастерской резчика.

Широко распространена модификация данного ножа, в народе называемая «Татьянка». При резке мягкой древесины полный цикл работ можно выполнить одним этим инструментом. Он отлично подходит для резьбы «на силу», благодаря удобной рукояти идеально передает усилие на лезвие.

Стамески для резьбы по дереву

Выборки самых различных конфигураций удобно делать с помощью стамесок. Резчики используют различный инструмент, но более всего распространены:

  • прямые стамески;
  • полукруглые или радиусные;
  • клюкарзы, полукруглые стамески с изгибом у режущей кромки;
  • скобчатые, имеющие П-образный профиль;
  • уголковые.

В отличие от ножей, применение стамесок для резьбы по дереву позволяет за один проход сделать канавку требуемой глубины и профиля. При работе с мягкой древесиной стамеску вдавливают рукой, резьба по твердому дереву требует ударной техники. Тут на помощь мастеру придет деревянный молоток, киянка.

Помимо различий в профиле, стамески отличают и по размерам. Существует инструмент с рабочей кромкой от двух миллиметров до нескольких сантиметров.

Кроме этого существует еще один вид инструментов для гравировки и резьбы по дереву – штихель. Им можно выполнять красивые художественные работы.

Другие необходимые инструменты

Одними ножами и стамесками резчику не обойтись. Необходимо обзавестись и другим инструментом, предназначенным для обработки дерева. Список может быть очень обширным, все зависит от квалификации мастера и перечня изделий, которые он планирует изготовить. В любом случае потребуется:

  • ножовка или электрическая пила для вырезания заготовки;
  • топорик для черновой обработки;
  • рубанок и рашпиль для подготовки поверхности доски;
  • набор лекал для переноса изображения на заготовку;
  • дрель, ручная или электрическая;
  • нихромовая проволока для выжигания тонких элементов;
  • шлифовальная шкурка разной зернистости для окончательной отделки изделия.

Также нелишним будет побеспокоиться о безопасности при резьбе острым инструментом. Для крепления небольших изделий необходимы столярные тиски или несколько струбцин. Обезопасить руки от травм поможет защитная перчатка из стальной проволоки, это особенно актуально для начинающих резчиков. Если работа подразумевает множественные движения острым ножом «на себя», стоит приобрести фартук из толстой кожи.

Заточка инструмента

Чтобы резьба по дереву приносила удовольствие, а созданные шедевры радовали глаз, инструмент должен быть острым. Если в процессе работы чувствуется увеличение сопротивления материала, необходимо сделать перерыв и заточить инструмент. Это позволит не прилагать излишних усилий при резьбе и гарантирует отличное качество каждого штриха, каждой бороздки.

Заточку следует начинать с выравнивания рабочей поверхности инструмента. Для этого используют крупнозернистый абразив. Он быстро и качественно убирает заусенцы, создает идеальную режущую кромку.

Обратите внимание! В работе важно не испортить угол заточки у стамески по дереву и геометрию лезвия ножа.

Работая на наждаке, надо быть аккуратным, нельзя допускать перегрева металла, резкими перепадами температуры можно «отпустить» режущую кромку.

После того как удалены крупные неровности, переходят к мелкозернистым абразивам. В ходе шлифовки удаляют шероховатости, которые возникли в процессе черновой заточки инструмента для резьбы. Последними используют шлифовальные смеси, нанесенные на войлочную основу. Они создают идеально ровную поверхность, снижая трение между инструментом и материалом до минимума.

Выбор и покупка

У начинающего резчика закономерно возникает вопрос – где взять инструмент для резьбы. В наше время это не проблема. Промышленность предлагает стамески и ножи всех видов и модификаций. Можно приобрести несколько ножей и одну-две стамески, а можно купить набор инструментов, руководствуясь собственным вкусом и финансовыми возможностями.

Как ни странно, но широкий ассортимент инструмента резчика заметно усложняет выбор. Трудно сориентироваться и купить по-настоящему хорошую вещь. Несложно стать обладателем «одноразового» инструмента, которого хватит на несколько часов работы.

Перед покупкой инструмента следует непременно поинтересоваться:

  • маркой стали, из которой изготовлен инструмент;
  • фирмой-производителем;
  • страной изготовления.

Инструмент – вещь индивидуальная. Выбирая нож или стамеску, правильным будет подержать его в руках, проверить, насколько удобен он в работе, а лишь после покупать. Также нелишним будет пообщаться на тематических форумах, где специалисты делятся собственным опытом, они с удовольствием дадут дельный совет.

Нож своими руками

Многие профессионалы не признают покупной инструмент и предпочитают работать тем, который изготовили своими руками. В этом есть смысл, ведь каждый нож, каждая стамеска идеально подгоняется под руку мастера. Таким инструментом удобно работать, не устает рука, легко контролировать нажим.

Это разумный подход. Имея опыт работы с металлом и хорошую сталь, можно заняться изготовлением универсального богородского ножа для резьбы по дереву или ножа-топорика. Для этого можно использовать сломанное полотно от механической ножовки толщиной 2 мм. Из инструмента достаточно мощного электрического точила.

На заготовку переносят очертания лезвия и осторожно обрабатывают ее по контуру. В процессе работы заготовку необходимо периодически остужать, окуная ее в емкость с водой.

Человеку, знакомому с деревообработкой, изготовить рукоять не составит особого труда. Идеальную рукоять можно сделать по слепку, полученному из пластилина, зажатого в руке. Деревянный брусок подходящего размера размечают, зажимают в тиски. С помощью ножовки (лучше использовать ножовку по металлу) удаляют лишнее. Для окончательной доводки используют рашпиль и наждачную бумагу.

Рукоять насаживают на лезвие. Для долговечности ее пропитывают льняным маслом или покрывают несколькими слоями лака. Остается только заточить самодельный нож и можно приступать к работе.

Изготавливать инструмент своими руками или покупать готовый – решать самому мастеру. Пожалуй, набивать руку лучше инструментом из магазина, а уже позже, набравшись опыта, можно делать себе инструмент самостоятельно.

Секреты иллюстрированной резьбы: Звери, птицы, рыбы, вырезанные из дерева, которых сложно отличить от живых

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Наверняка многие из вас такого еще не видели. Иллюстрированная резьба по дереву — совершенно новое направление в современном искусстве. Это действительно нечто потрясающее. В нашей публикации уникальная подборка скульптурных композиций, в которых художники-скульпторы воссоздают в дереве не только образы братьев наших меньших с помощью сложной резьбы, вырезая перья, чешую и мех, но и прибегают к живописным приемам.

Вырезание реалистических скульптур зверей, птиц и рыб – это очень кропотливый и трудоемкий процесс. Сначала скульптор детально изучает биологическое строение, повадки и кинетику движений объекта для изображения. Для этого они просматривают натуралистические журналы, ходят в зоопарки, в леса, чтобы, если повезет, сфотографировать нужного зверя и птицу. А некоторым даже приходиться нырять под воду, чтобы зафиксировать повадки рыб в водоемах.

В нашей публикации галереи авторских работ американских художников Эрла Марца и Лоны Хаймос Смит, которые покорили мир своим творчеством. Смотрите и наслаждайтесь.

«Живые» звери дикой природы в дереве от Эрла Марца

Эрл Марц (Earl Martz) — американский скульптор из штата Пенсильвания вот уже более трех десятков лет создает свои удивительно реалистичные работы из дерева. Виртуозно владея резцом Эрл настолько приблизился к совершенству, что глядя на его работы не веришь, что такое возможно создать из дерева.

В 1970-х он начал свою карьеру в качестве художника по монументальной росписи. К слову Эрл Марц и до сих пор увлекается живописью дикой природы Америки, которая является основным предметом его нынешних скульптурных работ. Потом он увлекся таксидермией (изготовлением чучел животных), гравировкой, скульптурой и, наконец, резьбой по дереву.

Определившись с направлением своей деятельности, Эрл стал страстно изучать природу и мир животных. «Мне неожиданно пришло в голову, что природа и животное могут слиться в скульптуре. Нежный поворот прочного дерева, соответствующий тонким изгибам тела дикого животного — это должно было быть невероятно интересно».

Читайте также  Скрипит деревянная лестница что делать?

Несколько лет работы в студии дали скульптору основательную практику и сейчас Эрл Марц создает потрясающие скульптуры, сочетая живопись и резьбу по найденному дереву, как правило, абстрактных форм.

В поисках подходящего материала для своих чудо-скульптур мастер сам отправляется в лесные чащи и, найдя нужную древесину, старается сразу же увидеть в ней тот или иной образ. Но бывает и так, что найденное дерево долго ждет, когда у мастера созреет идея. «Я находил необычные куски дерева от Мэна до Монтаны . даже в заливе Луизианы» , — не без гордости говорит он.

Сам же процесс резьбы по дереву превращается в общение с душой животного, заключенного в древесину. Как видите, Эрл Марц умело превращает твердость дерева в мягкость и бархатистость шерсти. Просто удивительно как ему удается достичь такого результата, что зрителю буквально хочется протянуть руку и потрогать шерстку леопарда, или потрепать гриву льву.

Каждое оригинальное изделие Эрла Марца- единственное в своем роде, как и сама природа. Его работы выставляются на выставках в разных штатах США, привлекая огромное количество зрителей, которые не скупятся на восторженные отклики.

Резные работы из дерева Лоны Хаймос Смит

Лона Хаймос Смит (Lona Hymas Smith) родилась в Берли, штат Айдахо в 1961 году. После школы поступила в колледж, где получила профессиональное образование скульптора у Леона Парсона. Однако путь к осознанию своего «я» в искусстве у Лоны был довольно длительным. Ей пришлось работать и продавщицей, и помощником врача, и тренером по лыжам, и даже преподавать игру на банджо, прежде чем она всерьёз занялась скульптурой.

Талант художника проснулся в ней, когда в 1994 году, они с мужем переехали в дом, стоящий на берегу реки Снейк. Это удивительное место было раем для птиц. Весной и летом туда прилетали белые бакланы и пеликаны, осенью – орлы, утки и канадские гуси. Разумеется, творческая натура Лоны не могла пройти мимо такой неземной красоты. И спустя 14 лет после окончания колледжа у нее возникло непреодолимое желание заняться творчеством.

А все началось с того, что однажды её сестра попросила Лону сделать скульптуру рыбы для интерьера. По мнению художницы, эта рыба получилась очень грубой, но подтолкнула её к поискам своей техники. Она начала заниматься резьбой по дереву во время своих ночных дежурств в Бюро по землеустройству. Первой серьёзной работой Лоны была птица из семейства соколов – пустельга, над которой художница трудилась целый год.

Постепенно совершенствуясь, Лона решилась оставить работу и полностью посвятить себя творчеству. Для создания своих скульптур Лона месяцами изучала повадки пернатых и вживалась в их образы. Она не только мысленно летала со своими птицами и плавала с рыбами, а и реально погружалась в реку, чтобы воочию увидеть повадки рыб, а также уходила в лес и часами, притаившись, выжидала моменты, чтобы сфотографировать птиц. А еще Лона изучала книги по орнитологии и ихтиологии.

Начиная очередной проект, мастерица делала множество фото, рисунков и создавала подробный акварельный эскиз будущей скульптуры. Затем начинался процесс кропотливый резки, который тоже растягивается на месяцы. Тем не менее, резьба по дереву доставляла Лоне невероятное наслаждение. Она, не замечая времени, могла проводить за работой по 20 часов в сутки.

В своей работе Лона практически никогда не применяла ножей и стамесок. «Иначе бы я искрошила себя, как стебель сельдерея», — так сказала она однажды в интервью. В качестве рабочих инструментов она использовала цепную пилу, шлифовальную машину, а также хирургические инструменты для стоматологии с мелкими алмазными и рубиновыми битами, увеличительные стекла. После шлифования скульптуру Лона тщательно расписывала акриловыми красками в несколько слоев и покрывала лаком.

Лона Хаймос Смит посвятила искусству резьбы по дереву 19 лет, её работы пользуются огромным спросом во всем мире. Они выставлялись во многих музеях и художественных галереях США и Канады. Стоимость работ оценивается от 1500 до 20000 долларов. Но такое искусство трудно измерить деньгами. Свои шедевры Лона также нередко отдавала на благотворительные цели. Вырученные деньги на аукционах направлялись в фонд помощи онкобольным людям, а также обществам защиты животных.

Однако сегодня, к большому сожалению, Лоны Хаймос Смит нет с нами. В марте 2012 года она трагически погибла в велосипедной аварии. Её жизнь, полная любви к природе, оборвалась на взлете – внезапно, нелепо. Как у птицы… Но после неё остались великолепные, непревзойденные скульптурные творения и множество удивительных «объёмных картин». А сколько всего она не успела сделать.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Резьба по дереву: как самостоятельно изготовить инструменты

Почему резьба по дереву так популярна во всем мире? Потому что в один прекрасный день можно отважиться, взять в руки перочинный ножик, вырезать из ветки фигурку – и вы уже резчик по дереву. Конечно, для того чтобы стать опытным мастером, нужно будет еще хорошо потрудиться, но если ножик лег в руку, и после нескольких резов душа запела – значит, это ваше дело.

Дерево – один из самых демократичных материалов на свете: дерева много, самого разного, а резьба по дереву как увлечение не требует на первых этапах значительных финансовых вложений. К тому же дерево – теплый, красивый материал с графичной поверхностью, богатой текстурой и широкой цветовой палитрой. После шлифовки и отделки получаются очень эффектные изделия, которые не стыдно подарить друзьям и знакомым. Наработав хороший опыт, можно вырезать изделия на продажу и даже превратить хобби в профессию или бизнес.

В этой серии мы предлагаем вашему вниманию главы из книги Олега Смирнова «Резьба по дереву. От ложки к скульптуре», выпущенной издательством «АСТ». Книга построена как практическое руководство на базе мастер-классов разной степени сложности и послужит вам полезным проводником в прекрасный мир резьбы по дереву.


Инструменты для резьбы по дереву

Самодельные инструменты

Часто приходится слышать от новичков: «Ах, мне бы разжиться хорошим инструментом, и тогда. ». Увы, это отговорка. Начинать резать можно перочинным ножиком и постепенно наращивать свой инструментарий. У американцев, например, есть целое направление в резьбе по дереву – whitling (уитлинг, вырезание фигур из дерева одним ножом). Давайте посмотрим, какие из инструментов можно сделать самостоятельно в домашних условиях.

Резчицкие ножи

Исходный металл – старые опасные бритвы, полотна по металлу для мехпил, отрезные диски-фрезы. Если заготовки небольшого размера, то вырезать форму можно на заточном станке. Из крупных заготовок начальную форму можно вырезать бормашиной с мини-отрезными дисками или болгаркой с отрезными дисками по металлу.

На фото ниже – несколько моих самодельных резцов. Исходные материалы: старый напильник, метчик, дисковая фреза, поломанная стамеска. Рукоятка моего любимого мини-ножа инкрустирована декоративной вставкой из бивня мамонта.


Самодельные резцы Олега Смирнова

Важно: не забывайте непрерывно охлаждать водой металл во время резки.

Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей. Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой.

Стамески

Плоские стамески можно изготовить из любой полосы металла подходящего качества. Например, из старого тонкого напильника или из надфиля советского производства. Первую свою полукруглую мини-стамеску я изготовил, обточив на наждаке метчик по металлу.

У метчика на рабочей поверхности есть три полукруглых канавки: две из них стачиваем, одну оставляем, и получается хороший профиль.

О рукоятках

Резчики шутят: если лезвие для дерева, то рукоятка для себя любимого. Изготавливайте или подгоняйте рукоятки ножей и стамесок под себя. Многие мастера украшают рукоятки резьбой, чтобы было приятно работать. Покрывать лаком или маслом рукоятки, или не покрывать, мнения расходятся – это дело вкуса и удобства в работе. Неплохо сидят в руке обожженные и зашлифованные рукоятки.

Например, шведский нож Frost №120 у меня изначально не прижился. Позже я доработал рукоятку, обжег газовой горелкой, сошлифовал обугленный слой и пропитал льняным маслом. Обожженные рукоятки обретают бархатистую фактуру и не мозолят руку.


Шведский нож Frost №120 до и после обработки

Сумка-скатка

Сумку-скатку («скрутку») можно сшить из брезента, из кожи или другого плотного материала.


Сумка-скатка

Такая скатка незаменима для хранения и перевозки (переноски) стамесок, ножей и других вспомогательных инструментов.


Сумка-скатка с инструментами

Киянка из натуральной кожи

Рекомендую изготовить «вечную» киянку из натуральной кожи (см. фото выше). Такая киянка прослужит вам десятилетия и останется детям и внукам. Монолитную ручку изготовьте из ясеня, толстые кожаные диски наденьте на ручку, как на шампур, проклейте между собой и плотно прижмите весь «бутерброд» к ручке через большую шайбу мощным саморезом. Кожаный боёк идет слегка на конус, поэтому киянкой можно стучать по рукоятке стамески любым хватом. Получилась мощная, увесистая киянка; при ударах не отскакивает – боёк хорошо «прилипает» к стамеске. Кожа не разбивает рукояти стамесок, и киянка сама не разбивается. Обычные монолитные киянки, изготовленные токарным способом из твердой древесины, со временем измочаливаются и теряют свои качества.

Самостоятельно можно изготовить много других нужных инструментов и оборудования: стационарный стол-верстак, скульптурный верстак, финишник для доводки и полировки лезвий, фартук, шлифовальную оснастку для дерева и т.д.


Многие инструменты для резьбы по дереву можно изготовить самостоятельно

Это и экономия бюджета, и вовлечение в процесс, ведь изготовление самодельного инструмента – это тоже увлекательное творчество. На протяжении всей книги я буду знакомить вас с различными самодельными инструментами и оснасткой.