Чем покрыть поделку из дерева?

Защитно-декоративные покрытия для изделий из дерева

Мне очень часто приходится индивидуально разъяснять заказчикам, какое покрытие будет лучше для той или иной вещи, в зависимости от того, как эта вещь в последствие будет использоваться. Чтобы любой человек, желающий сделать заказ мог сообщить мне о своем выборе покрытия самостоятельно, я и решил написать это небольшое пояснение. В данном разделе я не буду давать подробную классификацию защитно-декоративных покрытий, а напишу лишь о тех, что использую сам для своих работ.
Итак.
Что представляют из себя защитно-декоративные покрытия и для чего они нужны.
Завершающим этапом в изготовлении любой вещи является отделка и нанесение специальных покрытий, создающих поверх изделия равномерный, тонкий защитный слой. Это может быть лак, восковая мастика, краска, олифа, льняное масло. В случае с маслом на поверхности вещи не образуется какой-либо плёнки, т.к. масло полностью впитывается в дерево. Все эти покрытия выполняют не только защитную, но и декоративную функцию. Защитная функция покрытия заключается в предохранении вещи от различных внешних воздействий. Т.е. действия влажности, загрязнения, или в некоторых случаях от незначительных механических воздействий. Декоративная функция состоит в том, что покрытие подчеркивает текстуру дерева, усиливает контраст рисунка резьбы, придает изделию красивый блеск (блеск может быть различным в зависимости от используемого покрытия). У разных покрытий защитные и декоративные свойства отличаются друг от друга. Это нужно учитывать, и соотносить с тем, как будет в дальнейшем использоваться вещь, для которой вы подбираете это покрытие.
Какие я использую защитно-декоративные покрытия и в чем их преимущества и недостатки.
Для отделки своих работ я использую следующие способы: лакирование, вощение, пропитка льняной олифой (маслом) или варка в льняной олифе (масле).
Ниже о каждом способе отдельно.

Лакирование.
Я использую алкидно-полиуретановые лаки, с различной степенью блеска. От глянцевого до матового. Они дают очень устойчивое покрытие, прекрасно наносятся и дают практически прозрачную плёнку. Хотя в случае нанесения на некоторые породы дерева я отмечал, что цвет дерева несколько меняется. Так например в случае красного дерева, при покрытии лаком, оно становится более блеклым и уже не смотрится именно как красное. (в случае же с вощением наоборот).

Основные достоинства этого покрытия:
1) хорошо защищает изделие от воздействия влаги, всевозможных загрязнений и некоторых химических воздействий; пыль и грязь можно легко удалить с такой поверхности без каких-либо последствий для покрытия и самого изделия;
2) в случае нанесения нескольких слоев лака, он будет выполнять также и защиту от незначительных механических воздействий, такую вещь значительно труднее будет поцарапать или оставить на ней вмятину;
3) сохранение своих защитных и декоративных свойств в течение длительного времени;
4) хорошо подчеркивает текстуру дерева и придает красивый декоративный блеск (блеск может быть различным, так если использовать матовый лак то привычного нам лакового блеска, практически не будет).

Основные недостатки этого покрытия:
1) после высыхания лака в течение 1-1,5 суток остаточный запах будет присутствовать ещё в течение 2-3 месяцев;
2) очень сомнительная полезность лака при попадании в организм человека и животных, что делает нежелательным его применение для покрытия всевозможной посуды и некоторой кухонной утвари из дерева, которая будет регулярно контактировать с горячей и жидкой пищей; покрытие будет постепенно разрушаться и его фрагменты попадать в пищу, поэтому не стоить применять лакирование для ложек, черпаков, лопаток, например. Если речь идет о посуде вроде вазы и для фруктов, то в этом случае нет ничего страшного в использовании лака;
3) порой чрезмерная декоративность, которую может давать лак; вещь может смотреться не живо, не душевно; конечно это особенность на любителя.

Примеры работ покрытых лаком

Вощение.
Для этого способа используют различные мастики на основе пчелиного или карнаубского воска, в состав которых, входят также и другие компоненты (скипидар, льняное масло)

Основные достоинства этого покрытия:
1) воск тоже защищает изделие от влаги, но не так хорошо как лак;
2) придаёт изделию приятный матовый, ровный блеск, который хоть и утрачивается со временем, но легко восстанавливается при натирании изделия щёткой с натуральным волосом; также подчеркивает текстуру дерева, но не даёт такого контраста как лак;
3) быстро высыхает и не имеет долгого остаточного неприятного запаха;
4) по сравнению с лаком такое покрытие является более экологичным;
6) изделие покрытое воском выглядит более натурально и «живо».
Основные недостатки этого покрытия:
1) в отличие от лака пчелиный воск не даёт такой защиты от влаги и при непосредственном контакте с водой быстро утрачивает свою декоративность: могут появиться белые мутные пятна;
2) не дает защиты от механических воздействий и по неосторожности изделие легко можно поцарапать или сделать вмятину;
3) если вещь будет активно использоваться, то от трения покрытие истирается и потребуется его восстановление, что впрочем несложно проделать самостоятельно при желании .

Примечание

В отличие от пчелиного, карнаубский воск более устойчив. Он не боится воды: при попадании на него воды не мутнеет и пятен на на поверхности не остатся. Карнаубский воск образует более твёрдую плёнку при высыхании, поэтому более устойчив к истиранию.

Примеры работ покрытых воском

Вываривание в льняной олифе (льняном или др. растительном масле).
Этот способ прекрасно подходит для различной кухонной утвари, особенно для той, что будет контактировать с горячей и холодной пищей. При такой обработке происходит замещение влаги содержащейся в дереве на масло. В результате такой варки изделие становится невосприимчивым к впитыванию различных запахов и хорошо защищено от воздействия воды. Вода и прочие жидкости практически не впитываются. Поэтому вываренная в масле деревянная посуда хорошо моется, быстро высыхает и сохраняет гладкость отшлифованной поверхности, в отличие от посуды, без пропитки маслом. Варка в масле также подчеркивает текстуру дерева. А вот резьба, особенно со множеством мелких деталей, становится менее заметной. Т.е. происходит как бы эффект обратный тому что получается при лакировке или вощении.
Надеюсь эта информация поможет вам определиться с выбором защитно-декоративного покрытия. Но даже если вы, тем не менее, затрудняетесь с выбором. Вы всегда можете максимально подробно описать мне в вашем заказе предназначение изделия и прочие моменты и я подберу оптимальный вариант специально под ваш случай. =)

Из дерева – своими руками: выбор материала и подготовка поверхности

Роспись по дереву: как выбрать заготовку, грунт и лак

  • Правила обращения с деревянными заготовками
  • Чем грунтовать
  • Финишная обработка поверхности

Расписать своими руками деревянную заготовку — будь то рама для зеркала, детский стульчик или пасхальное яйцо — приходит в голову многим, особенно когда в семье появляются дети. Мамам хочется добавить в интерьер индивидуальности, а маленьким мастерам — оставить свой след. Однако найдя в продаже подходящее неокрашенное изделие, большинство начинающих художников сразу берутся за краски, пренебрегая подготовкой поверхности. Расскажем, как сделать роспись по дереву по всем правилам.

Неокрашенные деревянные заготовки называют «белье». Они требуют к себе особого отношения. Их надо тщательно выбирать, обращая внимание и на саму текстуру дерева, и на форму заготовки. Ведь работа над изделием начинается уже с этого момента. Древесина — живой материал, и хорошо бы знать свойства и различия ее видов.

Липа традиционно считается в России лучшим материалом. У нее чистая, легкая, податливая, мягкая древесина. Особенно ценятся заготовки не пиленые, а колотые. Липа стоит сейчас уже не так дешево, как раньше. И это справедливо. Да и совесть уже не позволяет попусту тратить эту красавицу. Липа легко принимает краску, поэтому метод тонировки может быть самым приемлемым для нее.

Береза стоит по популярности на втором месте после липы. Ее древесина слегка сероватая, более плотная, тяжелая. Иногда с «родинками».

Осина на первый взгляд кажется похожей на липу. Однако если липа «теплая», то осина — холодная на ощупь, и ею принято брезговать. Ее текстура неоднородна, усыхая, она коробится, а яичные заготовки плющит. Распознать осину можно и по мрамористым разводам, и по заусеницам.

Хвойные породы. Ель и сосна — традиционная северная древесина. Хвойные имеют желтоватую древесину, по текстуре неоднородны, волокнисты и с выраженными смолистыми участками. Из них предпочитали делать только крупные формы. Магазин IKEA предлагает множество заготовок из сосны, и только ленивый не расписал еще квадратное «икейское» зеркало.

Бук попадает к нам преимущественно из Буковины — Западной Украины. Древесина темного цвета с розовато-белым отливом. Очень плотная, тяжелая и, как дуб, — в узкую насечку. По хорошо отшлифованному буку можно рисовать даже без грунтовки. Однако бук «ведет», он перекручивается и поэтому не может считаться очень хорошим материалом под роспись.

Дуб — красивая, благородная древесина серовато-желтоватого цвета. Текстура его неоднородна, как и у бука. Он хорош уже сам по себе. И закрашивать его жалко.

Заготовки из шпона и папье-маше предлагает нам хобби-индустрия. Эти более щадящие природу варианты имеют много преимуществ. Заготовки легкие, изящные и любых форм-конфигураций. Папье-маше нуждается в полной окраске поверхности, а вот шпон лучше тонировать.

Фанера — также хороший материал под роспись. Тонирование, как и у шпона, выявляет красивый природный рисунок древесины. Очень хорошо окрашивается и обрабатывается. На ее безупречно гладкой поверхности легко рисовать.

Правила обращения с деревянными заготовками

Работая с материалом, не забывайте, что он — живой. Он дышит, его может от чего-то коробить. Поэтому обращайтесь с заготовками любя, и тогда получится, что предмет сам подскажет вам наилучший вариант его декорирования.

  1. Принесенное с улицы «белье» надо выдержать пару дней при комнатной температуре, чтоб оно естественно просохло (не у батареи). И касается это не только заготовок, приобретенных на вернисажах, но и купленных в магазине.
  2. Если на поверхности есть изъяны в виде сучков и щербинок — их нужно зашпатлевать шпатлевкой по дереву для внутренних работ. Желательно выбрать тонированную под цвет древесины, но можно и белую.
  3. После окончательной просушки изделие надо обработать наждачной бумагой по направлению вдоль волокон.
  4. Поверхность древесины можно подгрунтовать, окрасить или затонировать. И после любой из этих операций опять обработать мягкой наждачной бумагой.

Чем грунтовать

Грунты — это вспомогательные материалы для пропитки древесины. Они нужны для того, чтоб краска ложилась ровнее, а при финишной обработке лаки и прочие материалы не «проваливались». При работе с традиционными заготовками из липы и березы отдадим предпочтение и старым рецептам грунтовки крахмалом и яичным белком.

Читайте также  Как сделать флюгер своими руками из дерева?

Картофельный крахмал лучше всего годится для заготовок из липы. Он не только хорошо уклеивает поры, но и придает дереву приятный белый налет.

Готовят крахмальный грунт так же, как и кисель.

  1. Одну чайную ложку без горки высыпать в кастрюльку и, потихоньку помешивая, влить стакан холодной воды. Комков быть не должно.
  2. Помешивая, довести до кипения. Немного остудить. Клейстер должен быть не очень густым.
  3. Обмазывать заготовку следует, пока он теплый, можно рукой или плоской широкой кисточкой. При этом важно, чтобы на поверхности не образовывались наплывы (например, в бороздках токарных изделий), их надо тут же растирать.
  4. После первой просушки слегка затрите поверхность мягкой наждачной бумагой № 0 или № 1, просто чтоб убрать неровности. По правилам процедуру крахмаления нужно повторить раза два. Зашкуривайте поверхность аккуратными, не хаотичными движениями в одном направлении и не сильно, иначе сотрется весь нанесенный крахмал.
  5. Изделие, обработанное крахмальным грунтом, нуждается в финишном покрытии лаком НЦ или ПФ. Акриловые лаки для этого способа не годятся.

Яичный белок тоже может стать грунтом. Аккуратно отделите белок от желтка, удалите жгутик, слегка взбейте и рукой обмажьте поверхность. Все правила обработки точно такие же, как и с картофельным крахмалом.

Один слой нитролака (НЦ) также может считаться грунтом. Лак должен быть негустым, при необходимости его можно разбавлять растворителем № 646 или ацетоном. Лак наносится на поверхность, просушивается и перед росписью обрабатывается наждачной бумагой.

Акриловые грунты — современные материалы, однако найти прозрачный грунт не всегда легко, а плотные белые и черные грунты не очень-то годятся для росписи, разве что в каком-то особом случае.

Грунт-колер — это, по сути, не разбавленная водой краска (темперная или акриловая), которой окрашена поверхность. Такой способ позволяет не только подготовить основу, но и одновременно придать ей сразу нужный фон.

Тонировка — это изменение цвета древесины с сохранением ее текстуры. Продаются пропитки типа «Пиноколор», но любая разведенная пожиже краска тоже может быть хорошим тонирующим средством. Наносить краску лучше поролоном, аккуратно и быстро втирая его в одном направлении. Древесина после высыхания всегда ощеривается, и ее надо сгладить наждачной бумагой.

Финишная обработка поверхности

Многие российские мастера до сих пор используют для финишной отделки масляный лак ПФ, АК и нитролак НЦ, однако существуют и другие составы для внутренних работ, которые и сохнут быстрее, чем ПФ, и лучше, чем НЦ, по многим свойствам.

Акриловые лаки, конечно, были созданы для акриловых красок. Но ими можно покрыть и темперную роспись. Их преимущество в том, что они на водной основе, считаются экологически безопасными, легко наносятся и быстро сохнут. Однако после высыхания эти лаки слегка залипают, особенно под воздействием тепла. Поэтому нежелательно покрывать ими такие предметы, как, например, деревянные браслеты. Некоторые лаки при повышенной температуре дают временную белесость, которая потом проходит. Например, столешница, обработанная некоторыми акриловыми лаками, может временно побелеть под чашкой с горячим кофе.

Полиуретановые лаки тоже зарекомендовали себя хорошо. Некоторые из них до того незаметны на поверхности, что роспись может показаться даже наклейкой.

Наносить лак на плоские большие поверхности лучше всего широкой плоской синтетической кистью с мягким ворсом быстрыми движениями по наикратчайшим отрезкам. Покрывая лаком доску, сперва пройдитесь кисточкой по торцам, а потом по основной поверхности. Особое внимание уделите торцам: важно, чтобы на них не затек лак.

Залачить небольшие токарные формы типа яйца можно способом погружения. Обычно в этом случае выбирают масляный лак.

Способ растекания подходит для покрытия лаком мелких предметов: брошей, пуговиц и т.п. Для удобства наклейте на твердую основу кусочек двухстороннего скотча по размеру изделия, а уже на него — само изделие и слегка коснитесь его в центре кисточкой, сильно наполненной лаком.

Лучше для этого использовать не плоскую кисть, а мягкую круглую, желательно натуральную. Чтобы хорошо растечься по поверхности, лак не должен быть густым. Оптимальный вариант — лак ПФ.

Жидкий воск и мастика придают деревянной поверхности мягкий блеск и благородный вид. Очень хорошо зарекомендовали себя жидкие воски. Некоторые из них перед нанесением нужно разогреть на паровой бане, некоторые в этом не нуждаются. Кристаллизация восков происходит наилучшим образом не под воздействием тепла, а от холода. Поэтому сушить их лучше на сквозняке. Воски бывают бесцветные и тонированные, некоторые даже с отдушками.

Как правильно обработать деревянные изделия: достоинства и недостатки методов, правила нанесения, декоративный эффект

Дерево – экологичный, теплый, визуально приятный многофункциональный материал. Но и он, конечно, не вечен. Чтобы продлить срок службы деревянных изделий, требуется обработка дерева от гниения и влаги. Из нашей статьи вы узнаете, чем поможет дереву обжиг, а чем – отбеливание, усвоите правила покрытия изделия воском и сможете разобраться в премудростях покраски и морения.

Для чего нужно обрабатывать поверхность деревянных изделий?

Сохранность мебели, предметов быта, строительных элементов – вот основная цель финишной обработки дерева. Если древесина загниет, пиши пропало: не преувеличивают те, кто говорят, что от гнилой древесины и дом развалится.

Гнилое изделие очень быстро теряет прочность, оно становится слабее в 20 раз, и плотность его уменьшается вдвое. Такие изменения фатальны для деревянного строения или мебели. Но и это еще не все: гниющее дерево наносит вред здоровью человека. Плесневые грибки, которые немедленно атакуют древесину, провоцируют респираторные заболевания.

Плесень и грибок на дереве

Плесневый грибок появляется вследствие:

  • соприкосновения материала с землей (древесные жуки, различные бактерии и микроорганизмы быстро начинают «хозяйничать» в древесине);
  • резкого снижения температуры – не обработанная поверхность склонна впитывать влагу, потому впитанная в холода жидкость в дальнейшем расширяется, формирует трещины в дереве, что неминуемо ведет к развитию гнили;
  • высокой влажности воздуха (выше 80%);
  • высокой влажности самой древесины;
  • застоявшегося воздуха.

Обжиг

Один из самых древних рецептов против старения и гниения древесины – обжиг. Давным-давно люди заметили, что обожженное дерево дольше сохраняет прочность и плотность. Преимущества обжига говорят сами за себя: нет нужды использовать химические компоненты, обработку можно производить не обязательно в условиях цеха, материал становится пожароустойчивым и износостойким. А среди недостатков упомянуть можно разве что трудоемкость процесса.

Пример обработки древесины поверхностным обжигом

Виды обработки дерева обжигом:

  • полный обжиг – материал в этом случае отправляется в вакуумную печь, данный вид используется редко, ведь дерево может снизить качество эксплуатационных свойств;
  • глубокий обжиг – осуществляется в печах открытого типа, глубина прогорания верхнего слоя не может быть более 2 см (метол часто используется для бывшей в употреблении древесины);
  • поверхностный обжиг – самый популярный вариант, дерево равномерно обжигается газовой горелкой, обработать нужно только верхний 5-милимметровый слой.

Кедр, бук, граб, тополь, ольха, орех, лиственница – все эти породы удачно обрабатываются обжигом. Изначально древесина должна иметь небольшие показатели влажности (13% максимум), следов лакокрасочных покрытий на материале быть не должно. Если не убрать покрытия, то смолянистые вещества в его составе при обжиге неравномерно распределятся по поверхности, что испортит внешний вид изделия.

Кедр, бук, граб, тополь, ольха, орех, лиственница – эти породы удачно обрабатываются обжигом.

Обжиг состоит из следующих этапов: отбор материала, доведение до сухого и чистого состояния (шлифовка), обработка паяльной лампой или газовой горелкой. И хоть обожженная поверхность улучшила свой эксплуатационный статус, ее снова придется обрабатывать. Масло, защитный лак, синтетический воск: выбор средств пропитки не маленький.

Отбеливание

Отбеливание (или осветление) дерева обычно преследует цель устранения пятен на древесине, дабы декоративные свойства изделия или строения не вызывали вопросов.

Почему возникает необходимость в отбеливании:

  • появляется на поверхности материала плесневый грибок, и даже если он уже удален, потемнения, пятна, как следы его жизнедеятельности, остаются;
  • дерево естественным образом стареет;
  • на поверхность попадают разной природы красители;
  • химически агрессивные вещества попадают на древесину, меняют ее структуру и окрас.

Процедура отбеливания дерева не всегда подразумевает приглашение специалистов. Очень часто умельцы обходятся своими силами. Можно сделать это с помощью специальных химических отбеливателей и антисептиков, продающихся в строймаркетах. Можно сделать раствор и по народному рецепту, но такой способ не всегда дает гарантированный результат.

И все же один из таких народных способов до сих пор востребован. Перекись водорода и водный раствор аммиака нашатырного спирта – вот удачный союз для отбеливания дерева. Все работы проводите на открытом воздухе или в помещении, которое хорошо проветривается. Пропорции подбираются экспериментально, так как зависят от состояния поверхности, породы дерева.

Рассмотрим поэтапное отбеливание на примере популярного рецепта:

  1. Вам потребуются — 250 г соды, 2 кг хлорной извести, 5 л воды.
  2. Смешайте все ингредиенты, оставьте раствор на несколько часов.
  3. Наносить состав на поверхность можно кистью, валиком, распылителем.
  4. Через 7 минут после нанесения состава протрите дерево уксусом, уже через 15-20 минут можно оценить результат.
  5. Если дерево очень темное и старое, процедуру, возможно, придется повторить.
  6. В сложных случаях изделие замачивается в готовом составе на полчаса.

Покрытие воском

Методом вощения дерево защищают уже более 1000 лет. Особенный контакт устанавливает воск с хвойными породами деревьев, сохраняя аромат и фактуру последних.

Почему обработка воском нужна дереву:

  • на древесной поверхности формируется тончайшая пленка, позволяющая оградить материал от разрушительного действия влаги;
  • средство глубоко проникает в волокна, делает их прочнее, но не забивает поры дерева, оставляя тому возможность «дышать»;
  • царапины на вощеном дереве оставить почти невозможно;
  • визуальные характеристики материала заметно улучшаются;
  • пчелиный воск являются натуральным, универсальным продуктом для обработки дерева;
  • восковой слой с красящими компонентами может откорректировать цвет дерева.
  1. Подготовка материала с двумя этапами шлифовки.
  2. Удаление облицовочного состава, если таковой имеется. Воск наносить можно только на оголенную структуру дерева.
  3. Обработка предполагает покрытие и маслом, и воском, потому изначально можно пропитать дерево маслом, которое усилит действие воска.
  4. Воск наносят тканевым тампоном, поролоновым спонжем или широкой кистью. Только твердым видам для нанесения нужна кисть с синтетическим ворсом.
  5. Первый слой наносится широкими круговыми движениями, непрокрасы устранятся новым слоем и полировкой. Затем вы подождете столько времени, сколько указано в инструкции к воску, и нанесете новый слой.
  6. Чтобы на дереве появился сатиновый блеск, его нужно полировать мягкой тканью (минут 5, не больше). А вот зеркальная поверхность потребует более длительной полировки.

Плюсов у вощения очень много: и натуральность состава, и прекрасный декоративный эффект, и хорошие защитные характеристики. Но есть и минус: если по незнанию (или неосторожности) вы нанесете несколько слоев воска, расцветка и фактура изделия могут значительно измениться.

Читайте также  Можно ли заливать стяжку на деревянный пол?

Познавательное видео рассказывает об обработке деревянных изделий маслом и воском.

Покраска

С деревом сегодня работают очень много: изящные в своей простоте бохо-панно все чаще украшают интерьеры, а фотофоны для Инстаграм и вовсе позволяют предприимчивым ремесленникам отлично заработать. И покраска дерева – один из самых популярных видов его обработки, сегодня становится интересной все большему числу людей. Выбор лакокрасочных материалов – это учет породы используемого дерева, возможности повторной покраски, совместимости с уже имеющимся покрытием и, конечно, декоративных задач.

Акриловые краски позволяют дереву дышать, устойчивы к перепадам температур и не выгорают на солнце

Лакокрасочные материалы делятся на три виды (или группы) – прозрачные составы, дисперсионные покрытия, непрозрачные эмали. Прозрачные пропитки защитят дерево от солнца и подчеркнут натуральный рисунок дерева. Дисперсионная группа сохранит цвет дерева, повысит его климатическую стойкость и паронепроницаемость. Непрозрачные эмали – это традиционные, наиболее привычные нам красящие составы.

Покраска дерева в быту – составы:

  • масляные – последние годы используются редко, олифа в формуле состава делает его токсичным и неприятным по запаху;
  • алкидные – во многом удобны, но быстро сохнут, а потому в глубокие слои дерева проникнуть не могут (алкидное покрытие недолговечно);
  • акриловые – лидеры рынка, ведь эти составы дают древесине дышать, не отличаются резкими запахами, долго сохраняют цвет, хорошо переносят морозы и т.д.

Хорошо подойдет для этой цели смесь прополиса и растительного масла. На 1 часть масла возьмите 3 части прополиса, нанесите смесь на чистую, отшлифованную поверхность. Дайте слою просохнуть.

Наконец, покраска поставит финальную точку в обработке древесины. Она будет защищена от вредителей, атаки грибков и плесени. Покраска не дают дереву растрескаться раньше времени, она защищает его от влаги и, наконец, замыкает декоративное решение объекта. При качественной обработке деревянная конструкция прослужит минимум 50 лет (а, скорее, 100 и более). Без обработки до службы длиной в полвека дерево точно не дотянет.

Морение

Обработка морилкой решает важную задачу – невыразительные породы дерева становятся более эффектными внешне, материал получает защиту от негативных факторов внешней среды.

Виды морилок

Основой для продукта может быть вода, спирт, масло и не только они. Каждый состав имеет свою специфику.

Виды средств для морения:

  • Водная. Водные бейцы продаются или в готовом к применению виде, или в консистенции порошка, который предстоит развести. Хорошая адгезия состава, выгодные визуальные характеристики, отсутствие запаха – все это плюсы водных морилок. Но есть и минусы: поднятый ворс и пятна при обработке смолянистых пород.
  • Спиртовая. Также продается в жидком и порошковом виде, наносится краскопультом. Если нужно отделать большие площади, имеет смысл приобрести такую морилку.
  • Масляная. Наноситься может и вручную, и краскопультом. Сохнет несколько часов, но зато не боится солнечных лучей и сохраняет цветовую насыщенность годами.
  • Восковая и акриловая. Отличные влагозащитные средства, держащие равномерный тон и не оставляющие разводов. Прекрасный выбор для реставрации мебели.

Данное видео наглядно показывает как правильно наносить морилку на древесину.

Но и это не все варианты доступного морения.

Марганцовка

Обработка дерева марганцовкой – доступный и дешевый рецепт преображения натурального материала. Марганцевый раствор позволяет получить насыщенно-коричневый либо вишневый оттенок. На 1 л воды вам понадобится 50 г марганцовки. Воду берите только теплую. Смесь тщательно перемешайте и нанесите на дерево сразу же по приготовлению. Через 5 минут после натуральной обработки протрите поверхность влажной тряпочкой.

Возможно, вам понадобится несколько таких процедур, чтобы оттенок был более темным и насыщенным. Результат порадует быстрым преображением, которое не требует привлечения химических средств. Альтернативой марганцовки могут быть раствор из коры вербы или ольхи, настойка черного ореха, отвар шелухи лука, порошок из ореховой скорлупы.

Каждый из перечисленных способов обработки древесины (от огня до раствора марганца) не просто меняет материал, он улучшает его эксплуатационные характеристики, внешний вид, свойства. Наконец, он позволяет вам почувствовать себя художником, который делает этот мир немного лучше.

Чем лучше раскрасить деревянную заготовку

Деревянные заготовки способны рассыхаться со временем, поэтому важно знать, чем их лучше раскрашивать. Чтобы добиться насыщенного оттенка, следует грамотно выбрать краски. Качественный пигмент обеспечит стойкий цвет. Существующий в настоящее время широкий ассортимент красящих веществ позволяет подобрать оптимальный вариант.

Чем лучше раскрасить деревянную заготовку?

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Темперные краски не подвержены выгоранию и влиянию влаги, не тускнеют со временем.

Другие преимущества темперных красок:

  • Краски не размываются после высыхания.
  • Гомогенная текстура, рисунок можно легко покрыть сверху непрозрачным слоем.
  • Отсутствие трещин.
  • Способность долгое время хранится в закрытой посуде, не загустевая и не покрываясь плесенью.

Процесс производства краски сложен и осуществляется вручную: в основе лежит яичный желток, растертый с красителем.

Существуют различные варианты темперы:

  • казеиновая — основой служит молочный протеин;
  • яичная — смесь яйца, растительного масла и лака;
  • гуммиарабиковая — представляет собой затвердевшую смолу акации.

Для создания устойчивого цвета можно использовать масляные и акриловые краски. Они просты в применении, густые, их можно смешивать для получения большего эффекта. Акрил высыхает быстрее масла, практически не пахнет и содержит более насыщенную цветовую гамму. Основным достоинством акрила становится формирование защитной пленки на поверхности, поэтому не требуется дополнительного лакового покрытия (исключение составляет посуда).

Чем лучше раскрасить деревянную заготовку начинающему художнику?

Используйте акриловые краски. Они яркие, быстро сохнут и сними очень легко работать. Работа заключается в шлифовке заготовки; сглаживании поверхности; переводе рисунка; росписи; просушивании готового изделия.

Роспись акварелью по дереву

Акварельная краска помогает придумывать воздушные образы, оттенять, создавать нерезкие переходы. Для усиления эффекта ее смешивают с другими видами окрасочных материалов.

Акварель прекрасно передает натуральные цвета и безупречно подходит для портретного рисования. Для тренировки лучше сначала раскрасить деревянную заготовку матрешки, а потом переходить к более сложным формам. Первоначально переводят рисунок на изделие и проводят мокрой кисточкой для ровного распределения краски. Сначала расписывают большие части рисунка. После росписи изделие подвергают сушке и покрывают лаком.

Заменой акрилу, маслу и акварели для новичков станет гуашь. Но она проигрывает акриловой краске по яркости и насыщенности оттенка. Процесс росписи гуашью сложен, но интересен. Для получения деревянного изделия нужно:

  • отшлифовать доску наждачкой;
  • защитить дерево морилкой;
  • прогрунтовать акрилом определенного цвета;
  • переместить рисунок на доску или нарисовать эскиз от руки;
  • для оптимального распределения краски добавить в гуашь клей (ПВА);
  • отделать лаком после завершения работы.

Роспись масляными красками

Для такой росписи понадобятся жесткие кисти и растворитель. Разводят краски до определенной густоты и раскрашивают. Для полного высыхания этих красок потребуется не меньше двух дней. Зато нет необходимости в лаковом покрытии. Если вы планируете продолжить работу на следующий день — оставьте кисточки на ночь в баночке с водой. Тогда краска не засохнет.

Роспись анилиновыми красителями

Чем проще и лучше раскрасить деревянную заготовку? К народным способам относится роспись с применением туши и анилиновых красок для ткани.

Обработанную шкуркой заготовку 3 раза грунтуют крахмальным клейстером. Каждый слой подсушивают и слегка выравнивают. Контур рисунка создается обычной чертежной тушью при помощи пера.

Для росписи используют анилиновые красители для шерсти, растворенные в воде. Запрещено разводить краски в пищевой посуде. Следует исключить их проникновение в рот. Если такая краска попадет на пол, его потом очень сложно отмыть. Изделие расписывают мягкой, например, беличьей, кисточкой. Удобно, если для каждого цвета имеется отдельная кисточка. Из трех оттенков анилиновой краски − желтой, синей и алой — получается богатая цветовая гамма. Краски, наложенные одна на другую, создают глубокий розовый, зеленый и малиновый цвета. С росписью анилиновыми красителями прекрасно комбинируется выжигание. После полного высыхания красок изделие покрывают лаком в несколько слоев.

Вывод: чем лучше раскрашивать деревянные заготовки?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Мы привели самые популярные декоративные составы для оформления. Имеющийся ассортимент из тысяч различных оттенков позволит без труда обнаружить нужную краску. Сами заготовки вы тоже сможете найти в магазинах. Фирма «Первый лазер» предлагает приобрести деревянные заготовки для росписи, творчества, резьбы, декупажа, декорирования на любой вкус. Покупая у нас, вы получаете товар высокого качества, оперативную доставку и бесплатную помощь наших консультантов. Ждем новых обращений!

Покрытие лаком

При всем удобстве изготовления воска и обращения с ним в некоторых работах не обойтись без покрытия лаком. Это могут быть пластические формы, сосуды, вазы, столы, мебель, рамы, скульптура – все, где требуется защитить верхний слой от загрязнения и достичь блеска – от слабого до зеркального. Правильный подбор марки лака и умелое применение значительно повышают качество изделия и продлевают ему жизнь. К сожалению, резчики-любители не всегда угадывают уместность такого покрытия: они старательно покрывают вещь лаком, и лишний блеск нередко портит работу. К примеру, поделки из природных материалов начинающие резчики тщательно покрывают густым лаком, наносят его кистью, отчего изделие неестественно для дерева блестит, что мешает природной пластике. Иногда рельеф с мелкими деталями (геометрической, кудринской резьбой) густо заливают лаком, после чего подробности орнамента скрываются под слоем и блеском лака. Процесс правильного нанесения лака требует времени, умения и труда. Если это для вас в данное время – проблема и есть возможность заменить восковым покрытием, воспользуйтесь им. Но если вы все же решили сделать лаковое покрытие, помните, что мелкие детали рельефных изделий не всегда позволяют завершать процесс шлифованием и полированием. В таких случаях изделие следует покрыть олифой, а затем одним-двумя слоями жидкого лака, нанося его кистью, высушить и протереть щеткой с воском.

Один из простых вариантов лакового покрытия, особенно пригодный для начинающих, заключается в следующем. Завершенную рельефную поверхность покройте с помощью кисти жидким нитролаком. Пока не успела затвердеть блестящая поверхность, разотрите чистой щеткой так, чтобы не осталось лакового блеска в глубинах рельефа. Дайте полностью затвердеть в течение 1–2 ч и повторите процедуру, снова растирая щеткой. Так вы получите равномерное мягкое покрытие всех деталей и глубин рельефа. Главное, чтобы до них доставал ворс щетки. В конце можно протереть поверхность воском с последующей располировкой щеткой.

Если изделие требует максимального блеска, а форма и площадь поверхности позволяют, тщательно обработайте его лаком, как описано ниже.

Лаки делятся на:

масляные – с плотным слоем, жестким блеском, длительной (до 2 суток) просушкой;

Читайте также  Чем приклеить пенопласт к дереву?

спиртовые – с более мягким блеском, высыхающие за 1,5–2 ч, менее водостойкие;

нитролаки, дающие стойкую, с хорошим блеском, прочную пленку, более устойчивую к влаге, и высыхающие за 20–30 мин.

Неплохо показал себя и бесцветный цапонлак.

Более распространены в продаже и удобны для употребления в домашних условиях (с достаточным блеском в полировке) нитролаки типа НЦ-222 (бесцветный, хорошо полируется) и НЦ-224 (светло-коричневый, полируется хуже). Оба наносятся тампоном и распылением.

В изготовлении промышленной мебели применяют полиэфирные лаки марки ПЭ-29, ПЭ-219, напоминающие в обработке пластмассу.

Они тверже и устойчивее, чем нитролаки. Состоят из двух составов, которые смешивают перед нанесением. Пленка твердеет равномерно по всей толщине, не требуя предварительных порозаполнителей.

Лак марки ПЭ-29 – парафиносодержащий, наносится распылением или разливом, сохнет при комнатной температуре. Полируются полиэфирные лаки пастой № 290 и полировочной водой.

Предлагаю удачный способ покрытия лаком НЦ-222 с быстрым растиранием до отвердения щеткой с длинной и твердой щетиной. Это дает плотный восковой блеск.

Хорошо показал себя акрило-полиуретановый лак. Три-пять слоев покрытия через 5–7 ч с располировкой дают ровную зеркальную поверхность изделия.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Покрытие клеем

Покрытие клеем Последнее время резчики используют и клеевое покрытие изделий для закрепления поверхности мягких пород древесины и достижения необходимого блеска. Для этого в клеевую массу казеина, ПВА добавьте 20–30 % воды, тщательно размешав. Полученную жидкость

Окраска ногтей лаком

Окраска ногтей лаком Финальный аккорд маникюра – окраска ногтей лаком. Положите руку на небольшое мягкое возвышение, например на маленькую подушечку или свернутое валиком полотенце, и начинайте окраску с мизинца.Сначала нанесите бесцветную основу, чтобы выровнять

Покрытие маслами и лаками

Масляный лак. После шлифовки и полировки резьбовое изделие покрывается прозрачным масляным или лаковым защитным слоем. Но было бы ошибкой использовать с этой целью масляный лак, тогда из-за сильного масляного блеска она будет иметь вид керамического изделия. Нередко резчику приходится соскабливать из-за этого весь слой масляного лакового покрытия, что является процессом более трудоемким, чем сама предварительная шлифовка древесины.

Некоторые виды традиционной резьбы частично покрываются масляным лаком (например, абрамцево-кудринская резьба использует лак 4М), но это делается в сочетании с матовым фоном углублений и с дальнейшей доводкой масляно-лакового покрытия до сухого блеска с помощью спиртовой политуры. Здесь речь идет о специальном художе¬ственно-декоративном приеме. Более простой и удобный способ защитного покрытия резьбового изделия состоит в применении растительного масла или нитролака. Растительное масло. При работе с красным деревом, как акажу, эвкалипт, было замечено, что изделия из этой древесины, покрытые растительным маслом и выставленные на солнце, интенсивно, на глазах темнеют, приобретая глубокий темно-красный до вишневого тон. Породы красного дерева, как и многие другие сорта древесины, темнеют со временем и при естественных условиях, независимо от того, покрыты они защитной пленкой или нет. Но в случае пропитки дерева маслом тон его становится более свежим и концентрированным. Для полного процесса реакции под¬солнечного масла (или сафьи) с древесиной достаточно два-три дня. За это время масло не успевает высохнуть (подсолнечное масло является полувы¬сыхающим), что позволяет древесине контактировать с воздухом и солнечным светом.

После того как масло нанесено на поверхность изделия, дается получасовая выдержка, чтобы оно впиталось, и излишек масла стирается тряпкой. Через день нужно подмазать еще раз вжухлые места, особенно по торцевым срезам древесины. После этого изделие выдерживается несколько дней (до недели) на свету, лучше на солнце, но без перегрева какой-либо одной стороны. Масло за это время частично полимеризуется, или, как говорят, «высыхает от пыли».

В принципе для обработки древесины указанным способом можно было бы применить и чистое льняное масло (но не олифу натуральную), которое без сиккатива сохнет также несколько дней. Но при одинаковом конечном результате предпочтение надо отдать подсолнечному маслу, учитывая, что льняное масло — продукт дефицитный, используется в живописи и является экспортным материалом.

Время высыхания подсолнечного масла можно ускорить до нескольких дней, если в него добавить 15-20% натуральной олифы, в которой всегда имеются добавки, способствующие полимеризации масел. На этом отделку маслом можно и закончить, если нет вжухлостей в отдель¬ных местах. По истечении одной-двух недель дополнительно к первой (с добавкой олифы — быстрее) изделие можно отполировать обычной чистой сапожной или бельевой щеткой, не стремясь достигнуть сильного блеска: спокойный блеск более соответствует «деревянному» виду изделия.

Трудноудаляемые вжухлости нужно покрывать маслом повторно минимум после недельного срока сушки.

Нитролак. Более надежно, когда изделие после высыхания первого слоя масла протирается почти досуха еще раз маслом или покрывается лаком НЦ № 222. Этот лак признан резчиками и маркетристами как самый удобный для покрытия деревянных поделок в домашних условиях.

Следует заметить, что наносить нитролак на масляное покрытие (особенно, если была двойная пропитка маслом) нужно только после хорошей выдержки в течение нескольких дней, иногда более недели, когда сушка делается не на солнце. Иначе в некоторых местах появятся седые пятна, и покрытие будет испорчено, придется лак счищать. Поэтому в зимних условиях лучше делать пропитку древесины смесью подсолнечного масла и олифы в пропорции 1:2 (т. е. олифы больше).

Если поделка выполнена из светлого дерева (липа, береза) и резчику нежелательно потемнение цвета, можно изделие покрыть только лаком НЦ № 222, но сделать это дважды или трижды с выдержкой между первым и вторым покрытием до двух часов, а между вторым и третьим в один — три дня. При аккуратной работе необязательно делать шлифовку шкуркой предварительных нитролаковых слоев, что рекомендуется часто в литературе. Она потребуется только тогда, когда покрытие лаком оказалось неровным: из-за затеков, из-за пыли, прилипшей к еще не высохшей поверхности, из-за мелких пузырьков газа, выделяющихся в процессе высыхания. Лучше работать аккуратнее с лаковым покрытием, чем исправлять потом допущенные дефекты шкуркой в рельефной резьбе. Кстати, выделение пузырьков газа на застывающей лаковой поверхности происходит чаще оттого, что лак был разбавлен легколетучими растворителями, ацетоном например.

Тщательное многослойное нитролаковое покрытие со шлифовкой промежуточных слоев (в меру, для контроля) и с последующей полировкой последнего покрытия делается для ровных, плоских или кривых поверхностей в резьбе, которые и до покрытия лаком обрабатывались до блеска полировкой. В этом случае на поверхность наносится от 10 до 20 слоев нитролака, в результате получается идеально ровная, спокойно бле¬стящая поверхность. Последний слой ее шлифуется и полируется специальными пастами, указанными на рецепте применения НЦ № 222. За неимением таких паст шлифовку лакового покрытия можно выполнить мелкой шкуркой, а полировку заменить на циклевку свежим лезвием безопасной бритвы. Заключительная операция — протирка до нагревания поверхности и требуемого блеска суконкой. Так, например, была выполнена полировка витья в колонне процесс изготовления которой представлен ниже (только не надо полировать до нагревания отфанерованную поверхность, так как клей может от тепла размягчиться и появятся «чижи».)

Несмотря на то что полировкой такое лаковое покрытие доводится до максимального блеска, не уступающего обработке политурой, оно не вредит поделке, как в случае с покрытием масляным лаком: блеск полированного нитролака сухой, не жирный, слой лака кажется тонким, незаметным. Блеск лака можно смягчить мелкой полировальной шкуркой с учетом общей композиции резьбового изделия, но надо учитывать, что со временем блеск сам по себе успокоится и примет благородный вид. Точнее, лак не станет заметен, будет впечатление, что так обработана сама поверхность древесины.

При нанесении многочисленных слоев нитролакового покрытия необязательно давать длительные выдержки для высыхания каждого слоя, 1-2 минут достаточно для первых пяти слоев, после которых дать суточный перерыв, чтобы лак основательно просох. Для более качественного покрытия операцию желательно повторить. Перед полировкой нужна выдержка в 1-2 суток, но не более, так как иначе лак будет трудно под¬даваться полировке.

В рельефной резьбе лак наносится кисточкой, берется в меру, чтобы не делать затеки в углублениях, для гладких поверхностей последние слои лучше наносить тампоном с последующим контролем шкуркой для изъятия неровностей. Работа требует сноровки, которая дается опытом, особенно нельзя повторно трогать только что покрытую поверхность.

Следует помнить, что нитролак опасен и токсичен, и горит очень хорошо. Даже разовые операции с ним нужно выполнять, применяя меры предосторожности, практика показывает, что он может вызвать аллергию. Вот почему в декоративном и защитном покрытии резьбового изделия предпочтение надо отдать удобному в работе и безобидному растительному маслу. С помощью двух-трех протирок досуха им можно также добиться ровной блестящей поверхности изделия, только промежуток сушки между наносимыми тонкими слоями в случае добавки олифы будет исчисляться днями.

Отделка воском. Это старый и простой способ, но имеет ряд недостат¬ков: покрытие воском непрочно, подвержено воздействию влаги и сырости, на него больше налипает пыль, чем на лаковое или масляное покрытие. Рекомендовать его можно только в случае, если древесина поделки пористая, как, например, дуб.

Блеск от воскового покрытия очень приятный, спокойный, почти матовый. Покрывают в этом случае изделие чистой сапожной или одежной щеткой, а в углублении — кисточкой с помощью восковой пасты (на одну часть расплавленного воска — две части скипидара). На другой день, когда скипидар из пасты улетучится, изделие полируют сухой щеткой до блеска.

Для увеличения прочности защитного слоя в него можно добавить расплавленной канифоли, можно также покрытие пастой сделать два раза тонкими слоями с интервалом в сутки или покрыть сверху нитролаком, для которого восковой слой будет являться грунтом. Но это уже смешанный тип покрытия, и прочность лакового слоя, его сцепление с древесиной (адгезия) станет хуже, чем в случаях грунтовки древесины маслом или тем же нитролаком.

Спиртовой лак. Широко распространенный в старину способ лакировки и полировки шеллачным спиртовым лаком и политурой в данном случае не выдерживает конкуренции с нитролаками или растительным маслом. Процесс работы сложен, материал — натуральный шеллак — дефицитен, покрытие боится воды, от времени покрывается пятнами, трещинами. Красивый блеск, достигаемый при полировке спиртовым лаком и политурой ровных поверхностей, можно получить и с применением других лаков, как при вышеописанном способе с лаком НЦ № 222. Поэтому отделка спиртовым лаком здесь не описывается, тем более что технология работы с ним более сложная, чем с нитроцеллюлозным лаком. Очевидно, преимущество шеллачного лака останется только при отделке музыкальных инструментов, где он играет роль в сохранении чистоты звука, и в некоторых видах традиционной резьбы.